Как составить план будущего выступления. Правила публичного выступления План выступления перед аудиторией

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Нужно составить его план. По плану Вы ориентируетесь, что говорить, где делать акценты, и как правильно донести свою мысль аудитории.

План каждого публичного выступления имеет индивидуальные черты, и зависит от темы выступления, от интересов и осведомленности аудитории, от длительности выступления, и многих других факторов. Но есть и общие черты у каждого плана выступления, зная которые, Вы сможете использовать их в подготовке любой речи.

Артур Шопен писал: «Единицы повествуют подобно тому, как строит архитектор, который заранее составил план, и продумал все до мельчайших деталей, большинство же наоборот». Если Вы желаете быть в числе этих единиц, и быть хорошим строителем и архитектором своих выступлений, составьте план.

Конечно, первый этап подготовки выступления - . Не имея информации, невозможно представить себе, какова будет речь. И как только Вы начинаете собирать информацию, у Вас, скорее всего, уже появятся в голове первые наброски этого плана. Если это происходит — значит, Вы двигаетесь в правильном направлении.

Не забывайте про цель Вашего выступления. Определившись с целью, Вы можете постоянно совершенствовать план, в рамках этой цели.

Универсальной схемы для всех выступлений не существует, но можно выделить некоторые ключевые моменты, которые характерны для всех планов.

Логика речи

В плане должна прослеживаться определенная логика компоновки материала, которая позволяет оратору в ходе выступления достичь поставленных целей. Логика речи — основа убеждающей функции любого публичного выступления. Существует множество теорий и правил, которые касаются логики речи. Давайте рассмотрим самые действенные из них:

Декомпозиция

Метод, который позволяет достичь поставленную цель решением нескольких взаимосвязанных задач.

Например, Ваша цель — показать преимущества работы на рынке Forex. В этом случае Вам нужно разделить цель на несколько задач — перспективность выхода на высокий доход, выгоды работы удаленно, возможность начать с небольшой суммы денег, и так далее.

Не ударяйтесь также и в другую крайность — и не ищите слишком много составляющих задач. Используйте правило емкости кратковременной памяти — частей речи не может быть более 9, а еще лучше. если их будет не более 7 или 5. В этом случае понять смысл Вашего выступления смогут все слушатели.

Актуальное членение

Обычно публичное выступление строится следующим образом — сначала выдается или известная информация, или такая, которая легка для восприятия. Затем оратор рассказывает что-то новое. Эти части информации называются соответственно тема и рема. Они позволяют добиться связности изложения, и помогают оратору донести идею и смысл своего выступления до слушателей.

Удержание внимания

Хороший план обеспечивает плавное перетекание из одной смысловой части речи в другую. Но для хорошей речи этого мало. Необходимо думать и о максимально возможном воздействии на слушателя. Для этого нужно сделать план обозримым, простым для восприятия, и добавить в него акценты.

Смысловая загруженность речи не должна быть одинаковой. Нужно время от времени позволять слушателям расслаблять внимание, обсуждая второстепенные детали. А при переходе к важным частям выступления необходимо, наоборот, сконцентрировать внимание аудитории.

Самым оптимальным вариантом будет — поднять определенную проблему, и, постепенно нагнетая интерес, в момент максимальной концентрации слушателей предложить свое решение.

Введение

Введение является одной из самых главных частей выступления, наряду с основной частью, и заключением. Во введении оратор должен донести до слушателей ответы на следующий вопрос — о чем и для чего будет это выступление.

Обозначив тему выступления, и поставив перед слушателями цель, оратор помогает настроиться на восприятие. Начало также задает тон для всей речи, и формирует первое впечатление об ораторе и его выступлении.

У введения могут быть следующие способы:

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

Прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь».

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.

Классическая риторика выделяла пять основных эта­пов разработки публичной речи: 1) нахождение, изобретение (инвенция) - систематизация содержания речей и используемых в них доказательств; 2) расположение (дис­позиция) - деление речи на вступление, изложение, раз-работку (доказательство своего взгляда и опровержение противного) и заключение; 3) словесное выражение (эло-куция) - отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур; 4) запоминание; 5) произнесение.

В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки кконкретному выступлению:

■выбор темы и определение целевой установки;

■подбор материалов;

■изучение и анализ отобранного материала;

■разработка плана выступления;

■работа над композицией;

■написание текста выступления;

■овладение материалом выступления.

Выбор темы и определение целевой установки - один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления. Следует иметь в виду, что оратору далеко не всегда приходится самому выбирать тему речи. Нередко ему предлагают ее организаторы мероприятия. При этом учитываются события, происходящие в стране и за рубежом, ситуация, сложившаяся в организации, цели и зада-чи, стоящие перед ней, и т. д. В таком случае оратору необходимо подумать о конкретизации предложенной темы, о выделении круга вопросов для освещения.

При самостоятельном же выборе темы желательно учи­тывать следующие рекомендации :

■ Выбирать надо тему, которая соответствует знаниям и интересам оратора. Лучше всего выбирать тему для пуб­личного выступления из тех областей знания, в которых имеется теоретическая подготовка или практический опыт. Специалисты советуют придерживаться полезного прави-ла - брать круг вопросов, подготовка по которым может дать болыпе знаний, чем обладают слушатели.

■Выбирать необходимо уместную тему. Известно, что восприятие речи зависит от многих обстоятельств, в том числе и от конкретной обстановки, в которой произносит-ся речь. Например, люди, собравшиеся на банкете, даже физически не способны слушать солидные выступления на серьезные темы. Наоборот, за дружеским столом легко примут то, что в аудитории может показаться некор-ректным, смутить, озадачить или обидеть слушателей. По-этому при выборе темы важно учитывать конкретные обстоятельства, вкоторых будет произнесена речь.


■Выбранная тема должна соответствовать интересам аудитории. По определению психологов, интерес - это форма проявления познавательной потребности, которая помогает личности осознать цели деятельности и способствует ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интересы быва-ют общественные, профессиональные, партийные, личные и т. п. Зная, перед кем придется выступать, оратор дол-жен учитывать, какие проблемы волнуют его слушателей в данный момент, какие проблемы для них являются при-оритетными.

Когда тема выбрана, следует подумать о формулировке ее. Нельзя забывать, что удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи. Название речи должно отвечать целому ряду требований. Прежде всего, тему необходимо формулировать ясно, четко и по возмож-ности кратко. Длинные формулировки, названия, включа-ющие незнакомые слова и выражения, отталкивают слу-шателей, могут вызвать отрицательное отношение к пред-стоящему выступлению. Следует избегать и слишком общих названий, так как они требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. Поэтому среди слушателей веегда найдутся недовольные, так как не получат ответа на интересующие их вопросы. Для конкретизации общей формулировки часто прибегают к подзаголовкам. Выбранная формулировка непременно должна отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Необходимым условием успешной подготовки считается определение. цели выступления. По мнению ученых, эффективность речи - это степень реализаций ее целевой установки, отношение достигнутого результата к постав-ленной цели. А цель - это то, к чему етремятся, чего хотят достигнуть. Поэтому говорящий должен ясно пред-ставлять, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Если выступающий не поду-мает о назначении речи, он не достигнет успеха в ее подготовке и произнесении.

Поль Сопер, известный американский специалист по искусству речи, рекомендует в процессе выбора темы и определения целевой установки ставить перед собой для контроля следующие вопросы:

1 Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?

2. Достаточно ли я знаю по этому вопросу и могу ли я заручиться достаточными знаниями?

3. Смогу ли я уложиться в отведенное время?

4. Если я хочу убедить, убежден ли искренне я сам?

5. Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателей?

Поиск материалов для выступления. Успех публичного выступления определяется в первую очередь его содержанием. Поэтому оратор должен приложить максимум усилий, чтобы собрать интересный и полезный для аудито­рий материал по выбранной теме.

В методической литературе определены основные источники , из которых можно черпать новые идеи, сведе­ния, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:

■официальные документы;

■научная, научно-популярная литература;

■справочная литература: энциклопедии, энциклопедические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари (толковые, иностранных слов, орфоэпические, орфографические, синонимов, антонимов, омонимов и др.), статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели и т. п.;

■ художественная литература;

■статьи из газет и журналов;

■ передачи радио и телевидения;

■материалы, помещенные в Интернете;

■результаты социологических опросов;

■собственные знания и опыт;

■личные контакты, беседы, интервью;

■размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось более содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

В процессе подготовки к выступлению следует подумать и о так называемом местном материале, т. е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, организации, региона, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Поиск материалов для ораторской речи требует времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо начинать заранее.

Этот этап подготовки связан с работой оратора в библиотеке. Следовательно, выступающему необходимо уметь пользоваться различными каталогами (алфавитным, систематическим, предметным), библиографическими изданиями, справочной литературой. Болыпую помощь в по-иске необходимого материала может оказать компьютер. Умение пользоваться им позволит значительно сэкономить время.

Очень важно научиться правильно работать с книгой. Прежде всего следует дать себе соответствующую установку. Она бывает самой различной. Оратор может поставить перед собой задачу изучить по книге тот или иной вопрос, который предстоит освещать в выступлении; критически проанализировать содержание книги; проверить, совпадает ли его оценка какой-то проблемы с мнением автора, других авторитетных лиц; выбрать для выступления наиболее яркие факты, примеры, интересные положения и т. д. Подобные установки помогут оратору более целенаправленно работать с книгой, определить вид чтения: сплошное, выборочное, комбинированное. При сплошном чтении книга прочитывается полностью, от начала до конца, без каких-либо пропусков. Иногда для разрабатываемой темы достаточно изучить не всю книгу, а лишь отдельные ее разделы, главы, параграфы. Такое чтение называется выборочным. Комбинированное чтение - это сплошное чтение одних частей и выборочное - других.

Важно обратить внимание на год издания книги. Если заинтересовавшая книга выпущена десять-двадцать лет назад, то приведенные в ней сведения могли устареть, по­этому требуется ознакомиться и с новой литературой по интересующему вопросу.

В процессе подготовки к выступлению нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного . Прав был Д.И. Менделеев, который утверждал, что найденная, но не записанная мыслъ - это найденный и потерянный клад. Наиболее простой вид записи - это выписки. Выпи-сывают то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут быть использованы или окажутся нужными впоследствии. Выписки рекомендуется делать на карточках. Желательно, чтобы они были одинакового размера. На каждой карточке должно быть не более одной записи. В верхней части карточки следует указать тему, к которой относится запись, а в нижней - подробно и в определенной последовательности записать «выходные данные» источника, т. е. фамилию и инициа­лы автора, название книги, место и год издания.

Разработка плана выступления. Виды планов.

Как показывает практика, речи, написанные без предварительно составленного плана, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время. Поэтому при подготовке к выступлению важно определить поря-док, в котором будет излагаться материал, т. е. составить план.

План - взаимное расположение частей, краткая програм­ма какого-нибудь изложения.

На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий и основной.

Предварительный план. Его рекомендуют составлять сразу после выбора темы и определения целевой установ-ки. Для чего он нужен? Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Например, в выступлении на тему об охране окружающей среды можно говорить о загрязнении воздуха, рек, морей, водоемов, об истощении почвы, об уничтожении лесов, растительности, о за-щите животного мира и т. д. Как видим, с этой темой связаны очень разные вопросы. Поэтому важно сразу оп­ределить, какие конкретно вопросы предполагается осветить в выступлении. Из перечисления этих вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу и выделять фактический материал для выступления. Конечно, в процессе изучения литературы, анализа отобранного материала план может измениться, однако он способствует более эффективной работе над выступлением. Кроме того, предварительный план помогает оратору отразить собственное решение раскрытия данной темы, его личный подход к освещаемой проблеме.

Рабочий план. Он составляется после того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые су­щественные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Когда написан рабочий план, легче определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, ка­кие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, так как они менее существенны для раскрытия данной темы, какие включить и т. д. Это дает возможность устранить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе работы над выступлением он уточняется, сокращается или расшйряется. Рабочий план дает возможность судить о содержании выступления, его структуре. Характериой особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова.

Объем выступления.

Не пытайтесь «втиснуть» слишком много матери­ала в ограниченное время. Помните: «Где мало слов, там вес они имеют» (Шекспир). Просрочка времени или перескакивание с одного на другое в процессе выступления может непоправимо испортить его. Не­редко трудно использовать в выступлении весь име­ющийся материал, поэтому он должен быть отобран исходя из степени убедительности. Об остальном можно только упомянуть и предложить желающим ознакомиться с ним после доклада.

Отбирая материал для выступления, уместно ру­ководствоваться следующей мыслью Аристотеля: «Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз больше».

Чтобы рассчитать объем выступления, надо исхо­дить из того, что чтение одной страницы машинопис­ного текста, напечатанного через полтора интервала, занимает две минуты, если не делаются отступления. Последние обычно отнимают много времени.

Обилие разделов обычно указывает на то, что автор досконально не продумал главную мысль. Нет необходимости намечать более четырех-пяти основ­ных положений, так как аудитория не в состоянии удержать большего в памяти. Иногда даже два раз­дела, могут оказаться достаточными, особенно если вы желаете сравнить две книги, два учреждения или закона, двух людей. Всегда количество отдельных пунктов, охватываемых в речи, должно соответствовать отведенному времени. Если оратор спешит, чтобы ус­петь охватить все разделы, слушатели потеряют нить и будут скучать. Они чувствуют удовлетворение, ког­да полностью разделались с одной идеей, прежде чем перейти к другой.

Если время выступления не ограничено, то это не означает, что можно не заботиться о продолжительности выступления. Имеется множе­ство замечательных высказываний великих людей о многословии. Приведем некоторые из них:

Существуют воры, которых не наказывают, но
которые крадут самое ценное - время. Наполеон.

У кого скудная мысль, тот раздувает ее словами. Монтень.

Невоздержанный язык - худшее из зол. Еврипид.

Человек редко раскаивается, что мало говорил, и, напротив, очень часто раскаивается, что говорил слишком много. Лабрюйер.

Многословие обычно порождает скуку. Сервантес.

Много говорить и много сказать - не одно и то же. Софокл.

Готовя выступление, нужно помнить о необходи­мости избежать пустословия.

Приступая к работе над композицией речи, необхо­димо прежде всего определить порядок, в котором будет излагаться материал, т. е. составить план. По опреде­лению толкового словаря русского языка, план - это взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения.



Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время.

«Для успеха речи, - писал известный русский юрист и общественный деятель А. Ф. Кони в статье «Сове­ты лекторам», - важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывает­ся, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать».

Предварительный план

На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы. Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи. Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Например, в выступлении на тему об охране окружающей среды можно говорить о загрязнении воздуха, рек, морей, водоемов, об истощении почвы, об уничтожении лесов, растительности, о защите жи­вотного мира и т. д. Поэтому важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предполагаете осветить в своей речи. Из перечисления этих вопросов и состоит пред­варительный план, который помогает более целенаправ­ленно подбирать литературу и отбирать фактический материал для выступления. Конечно, в процессе изуче­ния литературы, анализа подобранного материала план может измениться, однако он будет способствовать вашей целеустремленной работе. Предварительный план отражает собственное реше­ние оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме.

Рабочий план

После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить, в какой после­довательности они будут изложены. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указы­ваются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи. Составле­ние рабочего плана помогает лучше продумать струк­туру выступления. Когда написан подобный план, легче определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, так как они менее существенны для раскрытия данной темы, какие включить и т. д. Это дает возможность устранить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе работы над выступлением он уточняется, сокращается или расширяется. Рабочий план дает возможность судить о содержа­нии выступления, его структуре. Характерной особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдель­ные слова.

Основной план

На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, что­бы облегчить им процесс восприятия речи. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообща­ется слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи. Следует, однако, иметь в виду, что план речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, на­учных сообщениях и т. п. Слушатели обычно во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно.

Простой и сложный план

По структуре планы бывают простыми и сложны­ми. Простой состоит из нескольких пунктов, относя­щихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты.

В сложном плане выделяют также вступление, глав­ную часть, заключение. При составлении плана пуб­личного выступления необходимо соблюдать основное требование, предъявляемое к нему. Он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естест­венным переходом от одного пункта к другому.

Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план речи. Больше того, у одного и того же оратора могут быть различные варианты плана по теме выступ­ления.

Рассказать друзьям