Детская ревность: учим ребенка ревновать правильно. Старший ребенок ревнует к младшему

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Бывает, любящие друг друга родители заводят второго ребенка, чтобы подарить жизнь новому человеку, и готовы принимать и любить его таким, какой он есть. Папы и мамы ожидают, что появление на свет второго ребенка благотворно скажется на первенце. Старший будет заботиться о младшем, по-братски делиться с ним вещами, игрушками, лакомствами, что послужит хорошим «лекарством» от эгоизма. Первенец будет избавлен от одиночества - дети смогут вместе играть и гулять. А вот старший ребенок почему-то совсем не радуется. Вместо этого он вдруг начинает требовать, чтобы родители «вернули» маленького братика или сестренку (отнесли обратно в роддом, сдали в магазин, отдали аисту, который его принес, и т. д.). Почему это происходит и как вести себя родителям в такой ситуации?

Маме и папе следует проявить терпение и такт. Ребенок ведет себя так не потому, что он жестокий и жадный, а потому, что ревнует. Это вызвано резким изменением его положения в семье. Ваш первенец испытывает два сильных чувства: страх из-за возможности лишиться вашей любви и гнев - ведь все его попытки вернуть себе монополию на внимание мамы и папы не имеют успеха.

Ребенок, родители которого хотят иметь несколько детей, обязательно утратит статус единственного, и соперничества при появлении второго ребенка не избежать. Означает ли это, что нелюбовь старшего к младшему неизбежна? Нет. Но вам придется приложить определенные усилия, чтобы предотвратить это.

Прежде всего, мамам и папам следует с осторожностью относиться к словам своих детей. Многие дети просят «подарить» им малыша. Такие просьбы успокаивают родителей, решивших завести еще одного ребенка. А некоторые мамы и папы всерьез задумываются, не стоит ли исполнить мечту сына или дочки. При этом взрослые не учитывают, что четырех-пятилетний ребенок не всегда понимает, о чем просит. Скорее всего он видел, как кто-то катает по двору колясочку с младенцем, и теперь просто завидует. К каким еще последствиям, кроме возможности поиграть в «маленькую маму» или «маленького папу», приведет выполнение его просьбы, он не осознает.

​​​​​​​Поэтому, вне зависимости от того, что говорит вам ребенок о своем желании иметь братика или сестричку, заранее подготовьте старшего к появлению младшего на свет. Простого сообщения о том, что скоро родится младший братик или сестренка, для ребенка трех-четырех лет не достаточно. Попробуйте воспользоваться следующими советами.

1. Старайтесь связать предстоящее событие с конкретными моментами жизни ребенка: «Какую красивую башню ты построила! Когда у тебя будет сестренка, ты научишь ее строить такую же?», «Правда, весело кататься с горки на санках? Вдвоем с братиком тебе будет еще интереснее!».

2. Подчеркивайте, что старший - ваш помощник, что вы надеетесь на него. «Скоро, доченька, у нас в доме появится маленький ребенок. Хлопот сразу прибавится: и пеленки стирать, и на молочную кухню бегать, и купать ребенка, и гулять с ним надо будет. Нам с папой вдвоем точно не справиться. Как хорошо, что у нас есть ты! Ведь ты поможешь?» Ну какой ребенок ответит «нет», когда к нему обращаются как ко взрослому?

3. Советуйтесь с первенцем: как назвать будущего малыша, какого цвета пеленки купить, куда поставить кроватку. Если мнение ребенка не совпадает с вашим, но вполне приемлемо, подумайте, не стоит ли уступить. Уважение мамы и папы к точке зрения ребенка позволит ему чувствовать себя вовлеченным в происходящие события, а не отодвинутым ими на второй план.

4. После рождения малыша старайтесь пробудить в старшем интерес к новому члену семьи. «Посмотри, какие крохотные у него ручки и ножки!», «Правда, он забавный, когда спит?», «А ты видел, с каким аппетитом он кушает?» Не огорчайтесь, если не заметите особой симпатии к малышу со стороны первого ребенка. Ведь новорожденный - незнакомый для него человек. Пусть первенец пока воспринимает младшего как «живую куклу». Любопытство - уже не равнодушие. А очарование маленького обязательно пробудит в сердце старшего нежность.

5. Помните, вы обещали старшему ребенку, что он будет вам помогать заботиться о новорожденном? Теперь самое время выполнить обещание. Пусть старший внесет свой посильный вклад в уход за малышом. Обязательно подчеркивайте, как важна для вас помощь первенца. Купаете новорожденного, а старшая дочка поет песенку, чтобы тот не плакал: «Спасибо тебе, доченька». На прогулке вместе с сыном везете коляску с малышом: «Одной мне было бы тяжело. Спасибо, сынок».

6. Поощряйте любое проявление внимания и заботы старшего по отношению к малышу. Даже если это лишние хлопоты для вас. Конечно, проще и быстрее укачать малыша самой, чем доверить это дочке. Пеленки, постиранные неумелыми детскими руками, скорее всего придется перестирывать. Но радость и гордость ребенка послужат вам достойной наградой за терпение.

Детская обида. Как быть?

Мама двух дочек (пять с половиной лет и один год) обеспокоена поведением старшей. Девочка копирует поведение младшей сестры: делает вид, что не умеет говорить, плачет, как младенец, просит, чтобы ей купили ползунки, покачали на руках. Несколько раз вытаскивала маленькую сестренку из кроватки и ложилась в нее сама. Мама полагает, что причина такого поведения в детской ревности, и старается не обращать на него внимания. «Я делаю вид, что ничего не слышу и не вижу. По-моему, таких поступков поощрять нельзя, она ведь уже большая девочка!» - объяснила нам мама.

Старший в семье ребенок, независимо от его возраста, часто слышит от нас «Ты уже взрослый». Как правило, мы говорим это, когда упрекаем его за проступки и плохое поведение или пытаемся заставить сделать что-то, чего он не хочет. Как ни странно, мы и сами при этом искренне верим в то, что наш первенец уже «большой». Мы не задумываемся о том, что совсем недавно, до рождения второго ребенка, первый был для нас «маленьким». По этой причине мы прощали ему те проказы и капризы, за которые сейчас наказываем. Почему? Может быть, с появлением в доме второго ребенка изменился старший? Нет. Ему по-прежнему столько же лет. А вот мы, родители, стали относиться к первенцу иначе. И ребенок вполне справедливо обижается на нас за это. Постарайтесь обойти острые углы, воспользовавшись рядом рекомендаций.

1. Вашим сыну или дочке нелегко привыкнуть к тому, что они уже большие. Не будьте слишком категоричны. Позвольте ребенку иногда побыть «младенцем». Плачет, как новорожденный, - возьмите на руки, укачайте. Забрался в кроватку младшего - сделайте вид, что не заметили «подмены». Не может уснуть - спойте колыбельную. Для ребенка это доказательства вашей любви. Необходимость в копировании поведения маленького ребенка отпадет, если первенец будет уверен, что его любят ничуть не меньше, чем второго ребенка.

2. Помните, что «старший» не означает «взрослый». Старайтесь, чтобы ваши требования соответствовали не только новому статусу ребенка в семье, но и его реальному возрасту, его возможностям. Вы можете доверить первенцу проследить, чтобы маленький не упал с пеленального столика, пока вы сбегаете на кухню и снимете с плиты закипевшее молоко. Он достаточно серьезный и ответственный для этого. Но не стоит просить ребенка посидеть с младшим братиком или сестренкой полдня. Это непосильная задача для человека четырех-пяти лет, даже если он теперь «взрослый».

3. Быть взрослым - значит иметь не только дополнительные обязанности, но и дополнительные права. Мы требуем, чтобы старший ребенок хорошо себя вел, помогал маме и папе, был аккуратным, ответственным и т. д. Ведь он уже большой. Зато смотреть допоздна телевизор, решать, есть ему или остаться голодным, и вообще возражать родителям он не имеет права - мал еще. Любой ребенок восстанет против такой системы двойных стандартов. Пожалуй, предъявляя к ребенку «взрослые» требования, стоит признать за ним и некоторые «взрослые» права.

4. Стремитесь к тому, чтобы понятия «старший», «взрослый» были связаны для ребенка с положительными эмоциями. Избегайте слов «ты уже большой», когда ругаете или хотите принудить сделать что-то неприятное. А вот похвалить за помощь и послушание, сказав: «Вот молодец! Какая взрослая помощница у меня!», не помешает. Тогда ребенок захочет быть взрослым - ведь это так приятно!

5. Как бы вы ни старались, абсолютного равенства между детьми достичь нельзя. Младший ребенок требует больше внимания, чем старший. Да и подход к малышу нужен совсем иной: не всегда накажешь за проступок, иногда приходится уступить его требованиям и т. д. Но это не страшно. Главное, чтобы старшие сын или дочка не чувствовали себя лишенными родительской любви. Ведь можно поровну делить между детьми лакомства, игрушки, одежду, но при этом уделять одному из них меньше внимания: при формальном равенстве ребенок все равно будет чувствовать себя одиноким.

6. Старайтесь уделять старшему больше внимания. Конечно, это не просто. С появлением второго ребенка у мамы с папой прибавилось хлопот. Малыша нужно кормить, купать, гулять с ним, стирать пеленки. И это вдобавок к обычным домашним делам: магазин, приготовление обедов и ужинов, уборка квартиры и т. д. А еще, не дай бог, возникнут проблемы со здоровьем маленького. Уставшим и раздраженным родителям нередко бывает не до бережного отношения к чувствам старшего ребенка. Поэтому он то и дело слышит: «Уйди!», «Не мешай!», «Видишь, я и без тебя занята!»

Мама отказывается почитать ему сказку перед сном, папа не разрешает приводить домой друзей. А ведь старшему всего три-четыре года! Он еще не понимает, что мама сердится потому, что устала, что шуметь нельзя потому, что спит маленький. Если вы оттолкнете ребенка, он сделает вывод, что мама с папой больше любят младшую сестренку или младшего братика - возятся с малышом целый день и совсем не кричат на него. И тогда в душе вашего первенца может поселиться обида на родителей и неприязнь к «виновнику» его несчастий.

Как бы вы ни были заняты, постарайтесь найти время для старшего ребенка. Пусть это будут 10-15 минут в день, но полностью принадлежащие ему. Например: уснул младший - мама может почитать первенцу книжку; мама ушла гулять с малышом - значит, папа с сыном могут немного поиграть; бабушка согласилась посидеть с младшим внуком - родители могут сводить старшего в зоопарк. Не так уж трудно найти несколько минут в день, но они избавят ребенка от чувства, что он покинут и не нужен.

7. Соблюдайте осторожность и такт, когда хвалите или делаете замечания. Старайтесь не ругать ребенка в присутствии его брата или сестры. Лучше, если проступок или неудача останутся между вами и ребенком. Во-первых, есть опасность, что у других детей возникнет желание посмеяться над провинившимся. И тогда ссоры не миновать. Во-вторых, публичное наказание - серьезный удар по самолюбию человека. И даже если братья и сестры не станут злорадствовать, трудно требовать, чтобы ребенок был любезен со свидетелями своего унижения.

Не только ругать, но и хвалить надо с умом. Прежде всего, конечно, не должно получаться так, что одного ребенка вы хвалите постоянно, а другого очень редко. Это не означает, что того, которому все удается, нужно хвалить меньше. Но вы должны научиться видеть, за что можно похвалить и другого. Например: один с легкостью справился с вашим поручением, а другой, сколько ни бился, не смог. Конечно, первый заслужил ваше одобрение. Но ведь и второго можно похвалить, например за старание. Кроме того, чтобы второму было не так обидно, вы можете похвалить его «авансом»: «Какая Маша у нас молодец! Костенька постарается и тоже обязательно справится. Правда?»

8. Многие родители спрашивают: «Вмешиваться ли в конфликты детей?» Однозначного ответа на этот вопрос дать, наверное, нельзя. Ведь конфликт конфликту рознь. Конечно, если вы видите, что в ход уже пошла физическая сила, то необходимо вмешаться. Разнимите драчунов. Выясните, в чем причина ссоры. Но только в общих чертах, не следует устраивать дознание с целью установить главного виновного. Скажите, что вы очень огорчены поведением обоих детей. Посоветуйте, как можно уладить дело мирным путем. Но если дети просто спорят, воздержитесь от вмешательства.

Родители, которые при первых же признаках ссоры начинают выяснять, кто прав, кто виноват, поощряют ябедничество: «Мама, Саша забрал у меня машинку. Скажи, чтоб отдал!» Останьтесь в стороне. Пусть дети учатся сами разрешать конфликты. Такая «тренировка» с братьями и сестрами пригодится ребенку в будущем при общении с другими людьми.

Мамам и папам следует научиться не бояться детских ссор. «Милые бранятся - только тешатся». Эта поговорка может быть отнесена не только к влюбленным, но и к братьям и сестрам. Как часто можно наблюдать такую картину: дети, которые только что ссорились, даже дрались, вновь мирно играют вместе. Дети, как правило, не злопамятны и к конфликтам относятся не так, как мы, взрослые. Ну, поспорили, поругались, выяснили отношения - и забыли, можно снова дружить.

9. Учите детей сотрудничеству . Поощряйте их стремление делать что-то вместе. Обязательно похвалите, если они дружно играют или работают. Старайтесь создавать ситуации для совместной деятельности старшего и младшего. Пусть малыш как можно чаще помогает старшему брату или сестренке. Младший будет горд оказанным доверием, а старший - ролью наставника и руководителя.

Если ваш первенец будет уверен, что мама и папа любят его так же сильно, как и до появления младшего ребенка, он спокойно перенесет то, что малышу уделяют больше времени и внимания, охотно поделится с ним своими вещами и с удовольствием поможет родителям ухаживать за сестренкой или братишкой.

Первый, излюбленный родителями, бабушками, дедушками малыш может испытывать моральный дискомфорт в тот момент, когда у него рождается младший братик или сестра. В силу нового уклада жизни, родители видят, что ребенок ревнует к младшему, советы психолога в таком случае имеют четкую структуру и направленность, которая выражена в формировании одинакового отношения к обоим детям.

Если кроха ощущает недостаточно теплое отношение к себе или родительская любовь проявляется сильнее в общении с новорожденным ребенком, тогда старший начинает испытывать ревность, что влияет на его психическое состояние и

Вовремя исправленная ситуация, обращение к детскому психологу обратят ревность старшего ребенка к новорожденному, в понимание того, что отношение к нему в семье не изменилось, и родителям важна его помощь и взаимопонимание при общении со всеми членами семьи.

Неприязнь или ревность старшего малыша к младшему встречается довольно часто, так как всеобъемлющая любовь современных родителей к детям заставляет малышей привязываться к ним и любые изменения в поведении взрослых кроха воспринимает как стресс. Психологи вывили и другие объективные причины, которые могут повлиять на поведение ребенка, чтобы исключить негативные моменты в отношениях с детьми их нужно проанализировать и стараться никогда не допускать.

Ощущение одиночества

Такая причина ревностного поведения чаще возникает у детей, которые были единственным ребенком в семье. Из-за усталости, смены «правящей» стороны в доме, мама, так или иначе, уделяет меньше внимания старшему ребенку.

Каждый детский психолог сразу выявляет подобную ситуацию, так как малыш начинает вести себя недоверчиво и скрытно. Ему тяжело осознавать, что на родительскую любовь претендует и младший брат или сестра.

Выход из положения строится на выстраивании доверительных отношений, путем совместного ухода за младенцем, во время чего у всех членов семьи появляются общие заботы, а значит и время для совместного времяпровождения и семейных разговоров.

Каждый психолог отмечает, что в семье, где двое и более детей, адаптация к пополнению в семье, воспринимается как норма. Так как родительское внимание и так распространяется на нескольких малышей, и папа с мамой уже умеют распределять свою любовь и ласку.

Недостаток внимания, отрыв от мамы

Эта причина вытекает из первой и возникает сразу после того, как рождается младший брат или сестричка. Состояние усталости родителей приводит к тому, что они постоянно отмахиваются, меньше играют, мало разговаривают с первенцем.

Маленький занимает почти все время мамы, поэтому постоянная забота и любовь делится на двоих, взрослый малыш начинает ревновать, что приводит к психологическим проблемам и в дальнейшем для реабилитации крохи может понадобиться психолог.

Необходимость взросления

Как только в семье появляется новорожденный малыш, старший ребенок становится взрослым и обзаводится новыми обязанностями. Ему необходимо помогать родителям с маленьким, выполнять домашние дела. Кроме этого мама уже не успевает убирать за двумя детьми и первому крохе приходится самостоятельно убирать собственный «кавардак».

За небольшие шалости, которые нравились взрослым малыша все чаще ругают, призывая к ответственности.

Совет психолога в этом случае один, не заставляйте первенца заниматься домашними делами, а объясните ему, что уборка это возможность помочь маме и она будет очень благодарна.

Психологи выделяют признаки в поведении ребенка, которые говорят о ревности к младшему. К ним относится такое поведение, когда:

  1. Всегда послушный малыш стал капризным, раздражительным . Без видимых причин психует и плачет;
  2. Старший регрессирует в навыках, пытается стать с «маленьким» . Некоторые дети могут начать писаться, сосать пальчик, привлекая внимание родителей;
  3. Кроха не хочет делиться игрушками и одеждой из которой он вырос;
  4. Ревность проявляется и тогда, когда ребенок чересчур любопытен к новорожденному , его интересует игрушки принадлежности и все, что происходит с младшим.

Следуя советам психологов, можно избежать глубокой моральной травмы, если вовремя выявить данные признаки и незамедлительно начать работу по налаживанию отношений с ревнивым малышом.

Как ревнует ребенок

Каждый детский психолог говорит о трех типах ревностного поведения. Потому что малыши по разному проявляют себя в общении со взрослыми, когда уверенны, что новорожденный занимает у них больше времени, чем он.

Чтобы дать совет по поводу решения проблемы, необходимо определить тип ревностного поведения у ребенка. К типам ревности относятся:

  1. Пассивная , когда кроха замыкается в себе, меньше разговаривает, смеется, часто находится в депрессивном, грустном состоянии.
  2. Поведенческая , когда первенец сам привлекает к себе внимание, совершает поступки, нехарактерные своему возрасту. Постоянно одергивает маму, когда она находится с младшим.

Еще одним проявлением того, что кроха начал ревновать считается то, что он надевает памперс, требует еду в бутылочке, хочет казаться малышом, чтобы мама ухаживала за ним как за маленьким.

  1. Агрессивная , когда малыш начинает ревновать и при этом ведет себя агрессивно по отношению к младшему. В этом случае новорожденный может получить физические увечья, поэтому родителям следует немедленно обратиться к профессионалу, психолог даст важный совет, как быстро восстановить гармонию в душе малыша.

Чем старше, тем легче

По мнению детского психолога Януша Корчака и других: чем старше ребенок, тем меньше его беспокоит младший, а точнее его поведение и то, что родители делят свою любовь.

Чем взрослее первенец, тем больше у него самостоятельных занятий: секции, кружки, игры. У подростка, как правило, больше друзей, он может проводить время на улице за интересными ему занятиями. Поэтому ревновать родителей, когда родится младший брат или сестричка, взрослому ребенку незачем, ведь всю материнскую любовь в детстве он уже получил сполна.

Самый главный совет заключается в том, что для спокойствия крохи, после того как родится младший малыш, родителям необходимо правильно распределить внимание между детьми, сформировать доверительную атмосферу в кругу семьи. Психологи советуют учить малыша на собственном примере помогать и понимать окружающих.

Если младший все же стал причиной того, что первенец начал ревновать пересмотрите свое поведение. Приобщайте малыша к уходу за младенцем, пусть он подает памперсы, пеленки, присматривает за крохой, пока тот спит.

Можно доверить укачивание малыша в кроватке, коляске, игры во время бодрствования.

Покажите «взрослому человечку» его первые фото, расскажите, что он тоже был маленьким, и ему уделялось много времени, что теперь требует самый маленький кроха.

В безопасных условиях, на диване или кровати дайте подержать малютку, пусть почувствует трепет и определенную ответственность.

Каждый детский психолог в первую очередь даст следующий совет, не ругайте малыша за неловкие движения в сторону крохи, хвалите любые положительные проявления и помощь в уходе за младшим братиком, сестричкой.

Кроме непосредственной работы над гармонией в семье, после рождения второго крохи, необходимо подготовить первенца к встрече с новым, маленьким членом семьи:

Ревновать ко второму ребенку будет малыш, должным образом не подготовленный к встрече с братом или сестрой. Наряду с этим каждый детский психолог советует родителям быть примером в воспитании таких качеств как взаимопонимание и взаимопомощь. Будьте внимательны к малышу, и тогда он станет для вас самым главным помощником в уходе за новорожденным.

Ревность к братьям и сестрам испытывают не только старшие дети, но и, как ни странно это на первый взгляд, младшие – по отношению к старшим. И хотя младшие изначально растут в ситуации, когда мамой делиться надо, у них тоже нередко приключаются приступы ревности.Младшему ребенку в семье в некоторой степени проще. Он никогда не был единственным ребенком, и поэтому ситуации «свержения с престола» на себе никогда не испытывал.

Но с другой стороны, он также никогда и не был «первым». Он, хотя и бесспорно любимый, но он — второй. А это значит, что он растет если не в тени старшего, то по крайней мере с родительской оглядкой на опыт, приобретенный на старшем ребенке.

На первом ребенке мама училась – кормить, одевать, делать массаж, общаться. Она набила некоторые шишки и приобрела большой опыт. На втором она будет стремиться к применению тех же навыков, что были использованы с первым. Либо будет исправлять свои ошибки – если с первым почти не занимались, то с вторым заниматься будут больше. Если с первым занимались много, то второму могут просто радоваться.

И все бы было хорошо, если бы не крылась тут одна очень распространенная ошибочка – второй ребенок не «клон» первого, а другой, часто очень сильно отличающийся не только внешне, но и внутренне. Случается и так, что дети сильно похожи внешне, и соответственно очень хочется верить, что и внутренне они они схожи. Но не тут-­то было!

Как бы банально это не звучало, каждый ребенок индивидуален, и к нему нужен свой, его личный подход и воспитание! Поэтому, чтобы избежать ошибки «клонирования», стоит внимательно наблюдать за малышом – за тем, что ему нравится, а что нет, что для него комфортно, а что нет, что ему интересно, а что нет – точно так же, как Вы бы поступали, если бы он был первенцем.

Прошлый опыт -­ прекрасное подспорье, однако он не должен выходить на первое место -­ на первом месте всегда должен быть ребенок! Младший имеет право быть другим!

Но главная причина для ревности младшего – как бы это не казалось невероятным – нередко младший ребенок получает значительно меньше внимания, чем старший. Старший ребенок, ревнуя при появлении в доме малыша, делает все, чтобы привлечь к себе максимум внимания – ему кажется, что только таким образом он сможет удержать свои ускользающие позиции.

А мама, которая понимает, что ревность пробудилась из­-за ее желания иметь еще одного ребенка и жалеющая первенца, которому приходится проходить через такое испытание, начинает чувствовать себя виноватой. Чтобы от чувства вины избавиться, она старается все возможное время уделять старшему ребенку. Или просто получает больше удовольствия от общения со старшим – более разумным, более любопытным и просто более интересным собеседником.

И вдруг обнаруживается, что во время массажа малышу можно рассказывать что­-то старшему, во время кормления ему можно читать сказки, можно играть со старшим, пока малыш просто лежит на коленях. И все вроде чудесно, малыш не возмущается, ибо он не знает другого общения, кроме того, которое имеет. Старший тоже доволен – мама его, а приложение в виде младенца можно и проигнорировать – тем более, что он не слишком и мешает.

И все бы было замечательно, если бы не «овраги». То есть если бы не оказалось, что мама, движимая чувством вины по отношению к старшему, не забыла о том, что и младшему тоже нужно общение – индивидуальное, обращенное только к нему. Ему точно также, как и старшему, для успешного развития необходима концентрация на нем самом, на его личности.

Одевание младшего и параллельная беседа со старшим удовлетворяет потребность старшего, но игнорируется потребность младшего… А ведь он, не понимая пока речи, живет чувствами и ощущениями, которые ему говорят, что мама не «в нем», она вне его душевного пространства.

И хотя формально мама отдает младшему ребенку много времени, реально она сосредоточена на чувствах старшего. Что происходит дальше, догадаться не сложно – у младшего появляется роль – «твое место – второе».

А вот еще дальше ситуация может развиваться по двум разным путям – если младший ребенок по духу ведомый, то он возможно безропотно примет эту роль (со всеми вытекающими последствиями), а если он по духу лидер, то в один прекрасный день мама обнаружит, что младший бунтует – ему уже мало одной только маминой груди. Он хочет получить маму всю, целиком и полностью. И без «заменителя» в виде папы.

Он может не позволять читать старшему книжки, сгонять его с маминых коленок, часто и «не по делу» капризничать, ныть, бросаться на пол при малейшем «нельзя»… Говоря иначе -­ он будет искать любые деструктивные пути, чтобы добиться своего -­ обратить на себя внимание и получить необходимое ему количество общения.

Почему именно деструктивные ­ конфликтно-агрессивные методы самые «рабочие» — они всегда и неизменно достигают цели быстрее и эффективнее, чем более конструктивные. И к тому же они более соответствуют «сильным» чувствам малыша, которые он пока не умеет ни подавлять в себе, ни перенаправлять на иные объекты.

Самая большая сложность при таком развитии событий -­ второй виток ревности старшего, уже привыкшего к тому, что младенец не занимает много места в жизни. Поэтому очень важно с самого начала правильно расставить приоритеты -­ каждый из детей имеет право на мамино внимание и каждый должен его получить.


Если понять, что старший ребенок ревнует, не сложно – достаточно лишь за ним понаблюдать – если в поведении вдруг появились ранее не свойственные ему реакции, то это скорее всего ревность. В предыдущей статье уже упоминались грызения ногтей и прочие направленные на себя действия – так называемая аутоагрессия. Может быть, агрессия, направленная на кого­то из членов семьи – особенно вероятно, что целью окажется тот, кто больше восторгается малышом и игнорирует старшего, может быть агрессия, направленная на самого малыша.

Однажды мне приходилось консультировать одну семью, в которой старший, пока мама отвлекалась, тихо подкрадывался к спящему малышу и громко кричал ему в ухо или кусал за пятку.

Еще один вариант проявления ревности – ранее мирный ребенок может начать проявлять агрессивность по отношению к сверстникам ­ особенно это заметно в песочнице. В последнем варианте, агрессия (я напомню, что агрессивные выпады — это реакция эмоции гнева, которую маленькие дети пока не умеют ни контролировать, ни перенаправлять) направленная на сверстников, означает, что ребенок усвоил запрет на агрессию дома (малыша нужно любить и защищать, а обижать ­ нельзя), но поскольку нужно что-­то делать с растущим чувством гнева и следовательно потребностью в избавлении от него, то гнев может выплескиваться именно в таком виде.

А вот понять, что ревнует младший, гораздо сложнее. Ведь у него нет внезапного изменения состояния. Появление ревности происходит у него плавно, изо дня в день. И трудно понять – капризничает малыш из­-за недостатка внимания или из­-за того, что он голоден или хочет спать.

Поэтому, если поведение младшего ребенка в семье отличается манипулятивными или деструктивными наклонностями, то стоит задуматься над тем, в достаточной ли мере младший ребенок имеет родительскую любовь, внимание и прочие атрибуты детского счастья.

Похожие записи:

Ожидая рождения второго ребенка, я решила подготовить своего первенца к этому событию по всем правилам психологической науки. Это оказалось совсем нетрудно: прочитанные в книгах и журналах советы психологов ничуть ни противоречили велениям моей собственной души.

Сыну было всего два года, когда я начала рассказывать ему про крошечного человечка, который живет и растет у меня в животе и которому скоро предстоит стать членом нашей семьи. Моему сыночку нравились рассказы о будущем младенце, он с удовольствием прикладывал ручку к животу, в котором шевелилась новая жизнь. Он был заблаговременно подготовлен к тому, что пока мы с новорожденным будем находиться в роддоме, ему придется пожить у бабушки с дедушкой. И героически перенес эту первую в своей жизни разлуку с родителями и родным домом.

Когда же мы снова оказались вместе, все пошло даже лучше, чем можно было себе представить. Малютка еще довольно много спала, а мы с сыном, соскучившиеся друг по другу, как никогда много времени проводили вместе за книгами, сказками, играми, объятиями. Моя голубоглазая крошка не возражала, если, кормя ее грудью, я держала в руках книгу или рассказывала сыну сказку. А ему совсем не в тягость было относить в стиральную машину мокрые пеленки и иногда караулить коляску у подъезда. Я наслаждалась этой идилией. И не подозревала, что ей суждено скоро закончиться.

А дочка между тем становилась старше, спала меньше. И настал момент, когда обладать одной лишь маминой грудью показалось ей недостаточным. Она желала получить в свое распоряжение всю маму целиком. Замена в виде папы не принималась.

Теперь заниматься с сыном можно было только во время ее недолгого дневного сна. А так не хотелось лишать его такого умиротворяющего и любимого ритуала, как чтение на ночь! Но осуществление его превратилось в сущее мучение: дочь вырывала книгу из рук, а если я пыталась рассказывать сказку или читать наизусть стихи, громко кричала и буквально затыкала мне рот. Она не позволяла брату сидеть у меня на коленях, а уж во время кормления грудью и близко не подпускала.

Мой уравновешенный и понятливый сыночек, в общем-то, понимал объяснения о том, что она еще слишком маленькая, чтобы быть справедливой, но ведь он ничем не заслужил такого отношения. Да и мне самой, утомленной удовлетворением нужд еще бессловесного младенца, так хотелось общения с сообразительным и любознательным сыном!

Вот тут-то я и вспомнила о многочисленных книгах по воспитанию детей, которые покупала и изучала, когда родила первого ребенка. Не помогут ли они?

Нельзя сказать, что тема ревности и соперничества совсем не освещена психологами и педагогами. Например, знаменитый американский психолог доктор Добсон дает массу замечательных советов: избегать ситуаций, в которых детей сравнивают между собой; всячески демонстрировать братьям и сестрам, что каждый из них представляет для родителей равную с остальными ценность. Похвалы и критику раздавать по возможности поровну.

Доктор Добсон приводит целый перечень правил и ограничений, помогающих поддерживать порядок и дисциплину в семье и не допускать худших проявлений ревности. Все эти предложения действительно дельные, и я с удовольствием воспользуюсь ими через несколько лет. Но как объяснить полуторагодовалому младенцу, что мама - одна на двоих и что старший брат - тоже человек? Как организовать совместную игру, если эта кроха еще ничего не умеет, кроме как разрушать построенное братом из кубиков или песка сооружение?

Американские авторы Уильям и Марта Серз, прославившиеся книгой "Ваш ребенок", очень доходчиво рассказывают о том, как подготовить старшего ребенка к появлению младшего. Этими советами я уже воспользовалась. Серзы вырастили восемь детей. Понимая, что в такой большой семье дети неизбежно страдают от недостатка внимания родителей, они придумали свой выход: каждому ребенку по очереди мама и папа назначают "свидания": водят его одного в парк, на аттракционы, в кафе, беседуют по душам. Но это, конечно, не подходит для моей крошечной ревнивицы, она еще слишком мала.

Может быть, проблема, возникшая в нашей семье, - что-то исключительное? Нет, опрос знакомых показал совсем обратное. Видимо, появиться на свет, когда "место под солнцем" уже занято - это тоже своего рода испытание, которое не так-то легко пройти младшим детям.

Единственный автор, в трудах которого мне удалось обнаружить кое-какие размышления о данной проблеме, - известный психоаналитик Альфред Адлер. В своей работе "Воспитание детей" он рассматривает ситуацию аналогичную моей: старший сын и младшая дочь. "Мальчика-первенца обычно балуют и в то же время многого ждут от него, - пишет Адлер. - Положение его благоприятно, пока не появляется сестра".

По Адлеру, мальчик, не желая расставаться с положением единственного любимца, начинает бороться против нее. Девочке в этой ситуации не остается ничего, кроме как предпринять чрезвычайные усилия. Она быстро развивается, во многом опережает брата, и он начинает терять свой мужской авторитет, а вместе с ним и веру в себя. Из таких первенцев, считает Адлер, вырастают неуверенные, ленивые, нервозные мужчины, которые уже в детстве почувствовали себя недостаточно сильными, чтобы состязаться с сестрой.

Да, невеселое наблюдение. Но это, пожалуй, крайность. В нашем случае все не так уж плохо. Сын не борется против дочери, он миролюбив, уравновешен, хорошо развит физически и умственно и ни тени неуверенности в нем, слава Богу, незаметно.

А вот что пишет Адлер о младших детях: они несут на себе безошибочную печать того, что они самые маленькие в семье. Чаще всего младший - это тот, кто хочет всех опередить. Он никогда не бывает тихим и верит в то, что должен достичь большего, чем остальные. Кстати, ведь и в сказках младший ребенок обходит своих братьев и сестер. Оказывается, таков не только Иванушка-дурачок - по утверждению Адлера, младшие дети в немецких, скандинавских, китайских сказках тоже оказываются победителями.

Конечно, в прежние времена, когда детей в семьях было много, фигура младшего ребенка была более отчетливой. Пожалуй, быть младшим в многодетной семье - не совсем то, что в стандартной современной, где обычно всего двое отпрысков. Но тем не менее выводы Альфреда Адлера стоит принять к сведению.

Однако психоанализ психоанализом, а я снова не могу почитать сыну книгу, не могу позаниматься с ним математикой и географией, к которым он уже проявляет интерес. И тогда обращаюсь к детским психологам.

Действительно, тема ревности младшего ребенка к старшему в литературе встречается гораздо реже, - соглашается с результатами моих изысканий психолог детской поликлиники № 108 г. Москвы Екатерина Александровна Лошинская. - Книги в основном рассказывают, как справиться с ревностью старшего ребенка к младшему. И это понятно, потому что старший, как минимум полуторагодовалый ребенок, заявляет ревность, что называется, в чистом виде, конкретными действиями или словами по отношению к малышу. Получается: есть проблема - есть решение.

А вот если ревнует совсем маленький, несознательный, то дифференцировать причины его капризов очень сложно. То ли это ревность, то ли ему на самом деле "хочется есть". Поэтому мы редко говорим, что младшие дети ревнуют, чаще: "они требовательны, своенравны, хотят любым способом привлечь к себе внимание, претендуют на лидерство". Строго говоря, мы констатируем формирование манипулятивного стиля поведения. Но понять, что мы сами все это спровоцировали, бывает сложно.

Безусловно, ревнующий ребенок борется за место под солнцем. Борется за наше внимание, которого ему не хватает. Не хватает, потому что он такой требовательный? Нет, потому что этого внимания ему недодали.

Как же недодали, если мама только малышом и занимается? Да, она посвящает ему больше времени, но внутренне, эмоционально она может быть при этом настроена на старшего. Большее значение для возникновения ревности имеет не то формальное количество времени, которое мы уделяем детям (хотя и оно тоже), а наша внутренняя обращенность к одному из них.

Дело в том, что маленькие дети очень чувствительны к "настроенности" на них. Отсутствие душевного тепла они воспринимают как угрозу жизни и начинают привлекать к себе внимание любыми доступными средствами.

Ярким примером этого может быть ревность младшего ребенка к старшему при небольшой разнице в возрасте - особенно когда первый ребенок оказывается неслучайным, долгожданным, мама и все родственники вкладывают в беременность, роды, в первые месяцы его жизни очень много душевной энергии. Настолько много, что родившийся через короткий промежуток времени второй малыш уже не может получить столько же - просто потому, что родители к этому моменту оказываются несколько исчерпаны морально.

Согласитесь: когда в семье ждут первенца, мама, как правило, думает только о том, чтобы он родился здоровым и все прошло благополучно. Все ее мысли посвящены этому малышу. Во время второй и последующих беременностей она уже не может полностью отдаться мыслям о том, кого носит под сердцем, - старшие дети требуют ее внимания, особенно если они еще не очень самостоятельные.

Я и сама не избежала этой ошибки, когда в нашей семье появился второй ребенок. Пеленая младшую дочь, я разговаривала со старшей. Режим малышки был подстроен под режим старшей дочки. Меня все время не оставляла мысль, что я что-то недодам старшей из-за того, что много времени посвящаю младшей. Время ее сна я воспринимала как счастливую возможность пообщаться со старшей дочерью.

И я не сразу поняла, почему младшая девочка растет своенравной и капризной, думая, что это - особенности темперамента. На мысль о ревности меня натолкнула реакция малышки на отношение окружающих к нашим детям. Чем больше они отдавали предпочтение старшей - спокойной и покладистой, тем больше повышенного внимания требовала к себе младшая.

Формальное перераспределение внимания не дало никаких результатов, если не сказать, что дало отрицательный результат. Тогда, анализируя ситуацию и пытаясь контролировать себя, я обнаружила, что существует много совершенно не поддающихся коррекции внутренних движений души. И всплывают они на поверхность порой в каких-то нелепых формах. Так, один раз, раскладывая по тарелкам суп, я поймала себя на том, что более приглянувшуюся почему-то мне тарелку, хотя и совершенно равноценную, ставлю перед старшей дочерью. Заметила я и то, что подзывая к себе обоих детей, я всегда первым называю имя старшей дочери.

Однако моих попыток "уравновесить" отношение к дочерям внутри себя оказалось недостаточно: помимо меня детей окружали другие люди, и они продолжали реагировать на поведение девочек по-прежнему.

Дело в том, что невозможно избытком маминой любви компенсировать равнодушие окружающих. Убедить других членов семьи принять младшего ребенка таким, какой он есть, разглядеть в нем искреннюю, гораздо более сильную, чем у старшей дочки, привязанность к ним и зависимость от них, удалось не сразу. Идеальный вариант - это когда все всех любят одинаково. Но как этого добиться?

И тогда я вспомнила, что рассказала мне одна многодетная мама, когда я спросила ее о том, как в семье с пятью детьми удается создать такую миролюбивую атмосферу. Каждый день каждому ребенку наедине она говорит от имени другого (в разной форме, зачастую что-то даже выдумывая): "Как тебя любит Саша!". Или: "Как тебя ждал Сережа". Или: "Знаешь, Надя тебе оставила кусочек торта". Несмотря на кажущуюся искусственность этого приема, он очень помогает наладить реальные отношения между детьми - если делать это регулярно, не пропуская ни дня, как будто даешь или принимаешь прописанное на длительный срок лекарство.

Этот рецепт как нельзя лучше подходит и для взрослых. Не надо их долго убеждать - нужно просто один раз сказать бабушке, что тот суп, который она сварила, "своенравный" ребенок вспоминал с благодарностью всю неделю.

Детская ревность это как детская инфекционная болезнь - редко кто ее может избежать. От того, к кому в большей степени обращены родители в своих чувствах (абсолютное равновесие здесь встречается крайне редко!), зависит, как распределятся между детьми роли ревнивца и покладистого ребенка.

Почему один из детей покладист и компромиссен? Потому что он уверен в родительской любви и чувствует себя защищенным. Легко делиться может только человек, имеющий в достатке то, чем он делится.

А вот что рассказала Елена Анатольевна Смирнова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Психологического института РАО.

Современные американские психологи тоже не связывают ревность братьев и сестер друг к другу с тем, старшие они или младшие. Дети изначально чувствуют себя беззащитными, считают специалисты, и могут преодолеть эту беззащитность, только добиваясь любви родителей. Соперничество в борьбе за эту любовь неизбежно.

Иногда ревность принимает крайние формы, а иногда маскируется так, что ее не замечают. И то, и другое таит в себе опасности. С одной стороны, агрессивные проявления, связанные с ревностью, могут закрепиться в поведении ребенка и сильно мешать ему в дальнейшем в общении со сверстниками. С другой стороны, скрывать свои чувства, загонять их вглубь ревнующему ребенку тоже вредно: неизвестно, какие причудливые формы примет это нереализованное чувство позднее.

Если среди ваших детей есть ярко выраженный ревнивец, нужно постараться объективно проанализировать, кому достается больше реального внимания и душевного тепла, а кому - меньше. Постараться уравновесить отношение к детям внутри себя. И, наконец, внимательно следить за внешними проявлениями своих чувств.

Не исключено, что на некоторое время внимание к ярко выраженному ревнивцу может быть даже повышенным. Другой ребенок, чувствующий себя более защищенным, простит вам некоторое отдаление и удовлетворится вниманием других членов семьи. Но и в этом случае избегайте крайностей.

Очень важна для создания и укрепления дружбы между братьями и сестрами какая-то совместная деятельность - игры, занятия, развлечения. Причем это относится не только к детям старшего возраста. Для младенца повседневная жизнь семьи - это тоже "деятельность". Поэтому не стоит, ожидая появления малыша, отправлять старшего ребенка к бабушке и, главное, оставлять его там на первые, самые трудные для мамы месяцы. Лучше уж за некоторое время до рождения второго ребенка начать водить старшего в детский сад, если маме тяжело с двоими. Дети из одной семьи должны жить под одной крышей, это помогает их сближению и дружбе. Конечно, все семейные праздники, походы на природу, в парк, в зоопарк и т.п. должны быть общими (если у вас не восемь детей, как у Серзов). Если родители верующие, то ходить в церковь тоже нужно всем вместе.

А вот бихейвиористы (сторонники поведенческой теории в психологии) советуют прибегать к так называемой телесной терапии: сажать обоих детей на колени, одновременно обнимать их, образуя в буквальном смысле "семейный круг".

Н а подготовку этого материала потребовалось довольно много времени: уж очень неизученной оказалась тема. Однако приобретенные знания помогли, придали уверенности. И теперь поведение моей маленькой ревнивицы заметно улучшилось. Правда, совет бихейвиористов ей оказался явно не по душе. Она упорно отпихивала брата, пока не удалось придумать кое-что другое.

Пожалуй, это можно назвать разновидностью телесной терапии. Называется это в нашей семье "всеобщее целование" и делается так. Сначала дети с двух сторон целуют маму, потом мама с сыном - дочку, потом мама с дочкой - сына, и так далее в любой последовательности, пока не надоест. Обычно это ни у кого не вызывает протеста, а действует сугубо умиротворяюще.

Другой вид совместной деятельности, доступной таким малышам (два и четыре года), - это когда старший показывает младшему картинки в книгах и в меру своих сил рассказывает, что на них нарисовано, или расспрашивает об этом.

Теперь дочка соглашается по вечерам минут десять поиграть с папой, и этого бывает достаточно, чтобы уложить спать сына и почитать ему на ночь. Когда он куда-то уходит с папой, дочка озабоченно спрашивает, где же Вася, а когда он плачет, с участливым выражением лица гладит его по голове.

Она не стала менее ревнивой, просто постепенно начала понимать, что мама - одна на двоих, и с этим ничего не поделаешь. "Получить маму в собственность" можно только по очереди, и никак иначе. Года в два она смирилась, наконец, с тем, что и книжки мы читаем по очереди. Сперва ей - "Машу и медведя" и "Мойдодыра", потом сыну - рассказы Носова и Драгунского.

Но вот наконец настало счастливое время. Дети охотно вместе строят домики из кубиков или подушек, лазят по спорткомплексу, а главное - с удовольствие слушают одни и те же книжки. Еще недавно это были лишь сказки Сутеева, а теперь уже "Малыш и Карлсон".

Дочери исполнилось три года. Она стала более сговорчивой и покладистой. Общение с ней стало доставлять больше удовольствия, чем огорчений. Пожалуй, испытание оказалось не таким уж трудным и вполне преодолимым.

Рождение младшего ребенка — очень радостное событие для родителей. Однако, это счастье может омрачить ревность старшего ребенка к новорожденному. Для первенца появление нового члена семьи -это огромный стресс. Ведь ребенок теперь будет вынужден делить любовь самых близких людей — родителей с младшим братом или сестрой.

Он теперь не центр вселенной. Поэтому родители должны правильно реагировать на проявление ревности и с пониманием отнестись к чувствам подросшего сына или дочери. Взрослые должны помочь избавиться ребенку от переживаний.

Факторы, провоцирующие ревность старшего ребенка к новорожденному

  • Родители все свободное время посвящают уходу за новорожденным, а на старшего не обращают особого внимания. Также “масла в огонь” добавляют родственники и друзья, которые восхищаются малышом и не замечают, что старшему тоже требуется поддержка и забота.
  • Ошибки родителей: старшего ребенка отправляют жить к бабушке с дедушкой, либо переселяют на другую кровать, в другую комнату. Особенно болезненно старший ребенок воспринимает это, если раньше спал с родителями в одной кровати. В таком случае старшего надо переселить в отдельную комнату или кровать еще в период беременности. Иначе это негативное событие для него будет связано исключительно с появлением в доме брата или сестры.
  • Маленькая или очень большая разница в возрасте. Если ребенку еще нет 3 лет, он очень сильно привязан к матери. И появление младшего брата или или сестры для него своеобразное предательство самого близкого человека — мамы.
    Если ребенок уже школьного возраста, то он привык, что все внимание родителей и родственников достается только ему. А когда любовь близких надо делить, то это очень непривычно и тяжело. Отрицательных эмоций избежать не удастся.
  • Дети одного пола. Между однополыми детьми соперничество зачастую проявляется сильнее. Также конкуренция за родительское внимание может быть более выраженной, если старший ребенок мальчик.
  • Изменение распорядка дня и правил поведения дома. Если раньше старший ребенок жил по установленному родителями расписанию, то теперь — все крутятся вокруг малыша. Спать приходится тогда, когда это делает малыш. Кричать и бегать по дому уже нельзя. По ночам не всегда удается полноценно спать из-за возгласов младшего.

Признаки ревности у старшего ребенка могут проявляться в разной форме. Например, ребенок предлагает младшего брата или сестру оставить на улице в коляске или отправить жить к бабушке, дедушке. Также могут быть следующие изменения в поведении:

  • Ребенок играет в младенца. Требует соску, бутылочку, грудь или просит покачать на ручках, как новорожденного.
  • Потеря приобретенных ранее навыков. Ребенок дошкольного возраста может начать писать в штанишки, просит покормить его с ложечки, просит одеть его и т.д.
  • Беспокойное поведение. Ребенок устраивает истерики по малейшему поводу, плохо спит, капризничает.
  • Появление страхов. Если ребенок засыпал один, то теперь говорит, что ему страшно, т.е. появляется страх темноты.
  • Появление расстройств психосоматического характера. Ребенок может начать заикаться, появляется тик. Либо возникают частые ОРВИ, боли в животе и другие нарушения.
  • Ребенок выполняет роль няни. Старший пытается изобразить идеального брата или сестру, много времени ухаживает за малышом, но при этом возникают нарушения из пунктов 1-5.


Старший ребенок с появлением младшего брата или сестры будет пытаться всеми возможными способами привлечь внимание родителей. Зачастую эти способы имеют негативную окраску в глазах взрослых. Если старший ребенок притворяется малышом — немного подыграйте ему: запеленайте, покачайте на ручках. Уделяйте этому не более 15 минут в день. Так ребенок почувствует себя более защищенным и любимым.

Если “игра в новорожденного” и потеря ранее приобретенных навыков затянулась более, чем на 2 месяца, тогда срочно нужно отправиться со старшим ребенком на консультацию к психологу. Поскольку такое поведение чревато осложнениями. Необходимым может стать лечение, назначенное неврологом или психиатром.

Чтобы уменьшить стресс для старшего ребенка, его необходимо подготовить к рождению младшего еще в период беременности. Расскажите старшему ребенку, что вскоре у него появится брат или сестра. С ним (с ней) можно будет играть в мяч, в машинки или куклы, кататься на велосипеде, самокате. Однако для этого нужно время. Сначала малыш ничего не умеет делать. Только сосать грудь (бутылочку), кричать, пачкать пеленки и подгузники. Поэтому мама будет очень много времени посвящать уходу за малышом. Скажите старшему, что будете благодарны, если сын (дочь) окажет помощь в уходе за младшим ребенком.


Попросите у старшего помощи, когда будете собирать вещи в роддом. Предупредите ребенка, что Вас несколько дней не будет дома, а потом Вы приедете с маленьким братом или сестрой. Договоритесь созваниваться в дни Вашего отсутствия. Так ребенку будет менее одиноко.

Попросите ребенка нарисовать что-нибудь для младшего брата или сестры. Не надо отправлять ребенка погостить к бабушке, дедушке, пока Вы в роддоме. Пусть встретит Вас с новорожденным из роддома. Так он легче примет брата или сестру.

Перед родами поручите ребенку исполнение какой-нибудь Вашей обязанности. Например, протереть пыль, полить цветы или покормить рыбок в аквариуме. Так он будет понимать, что у него есть ответственное поручение и почувствует себя нужным.

Если родители заранее подготовили старшего ребенка к рождению младшего, то проявляться ревность со стороны первенца будет в меньшем объеме. Однако, это не означает, что старший сын или дочь совсем не будет ревновать к новорожденному.

Все дети ревнуют друг к другу и это нормально. Просто выражаться ревность может в разной степени. Чтобы избежать проявления сильной ревности старшего ребенка или свести ее к минимуму, воспользуйтесь нашими советами:


  1. В первую очередь старшему ребенку надо сказать, чтобы он не скрывал своих эмоций. Пусть высказывает, когда у него возникают негативные ощущения: гнев, страх, обида, беспомощность, зависть, чувство неприязни, неполноценности. Вы должны с пониманием отнестись к этому. Также необходимо обозначить правило для старшего: Ни в коем случае не бить новорожденного и не кричать на него.
  2. Не заставляйте сына или дочь играть с малышом. Пусть проявляет инициативу и играет с сестрой (братом) тогда, когда захочет.
  3. Привлекайте старшего ребенка к уходу за новорожденным. Например, попросите принести пеленку, бутылочку или подгузник. Однако, помощь старшего не должна быть чрезмерной. Пусть у него будет время на свои дела: игры, просмотр мультфильмов, общение с друзьями и т.д. Просить ребенка надо не в приказном порядке: “Ну-ка, быстро принеси сюда пеленку”. Свои просьбы надо озвучивать добрым тоном: “ Помоги маме, принеси, пожалуйста, пеленку”. И обязательно, когда ребенок выполнит просьбу, похвалите его и поблагодарите (“молодец, спасибо”).
  4. Если Вы покупаете что-то малышу, то сделайте покупку и для старшего ребенка. Либо выделите день, когда Вы сможете сходить со старшим ребенком по магазинам и сделать покупки только для него (нее). Также хорошо будет сводить старшего ребенка в зоопарк, в цирк или организовать другое развлечение. Младшего при этом лучше оставить дома с дедушкой или бабушкой.
  5. Не запрещайте первенцу пользоваться игрушками младшего ребенка. Несмотря на то, что со взрослой точки зрения игра старшего с погремушками выглядит нелепо.
  6. Избегайте в общении со старшим фраз: “Он же маленький, а ты взрослый, зачем тебе нужны его… (игрушки, одежда, бутылочка, соска)?”. Или, например: “Он маленький, а ты как старший должен всегда уступать”. Подобным образом Вы только усилите чувство ревности. Старший будет протестовать еще больше.
  7. Не отменяйте любимые ритуалы старшего. Например, игры с мамой, чтение сказок. Постарайтесь не обделять вниманием первенца.
  8. Не ставьте младшего в пример старшему таким образом, чтобы его унизить. Например, нельзя говорить первенцу: “Посмотри как малыш кушает хорошо, не то что ты. Тебя так вообще целая проблема накормить”. Нужно сравнение озвучивать так, чтобы похвалить и подбодрить старшего. Например, “Посмотри, малыш еще не умеет самостоятельно кушать, а ты уже большой (большая). Покажи сестре (брату), как надо есть”.

Основная задача родителей после появления в доме новорожденного — помочь старшему ребенку разобраться со своими чувствами, эмоциями и научиться преодолевать негативное состояние. Не нужно ругать первенца, за его выражение ревности. Так Вы только усугубите внутренние страдания ребенка. Наберитесь терпения. Уделяйте полноценное количество внимания старшему ребенку. , хвалите его, когда он это заслужил. По прошествии некоторого времени дети подрастут, начнут играть вместе. Если родители порцию любви между детьми будут распределять одинаково, поводов для детской ревности будет значительно меньше.

Рассказать друзьям