Первый фотопортрет. Самые первые в мире снимки (31 фото)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В мире, где существуют Instagram и Facebook, фотографиями давно никого не удивишь. Но прежде чем вы назовете себя продвинутым фотографом, умеющим выставлять освещение и владеющим Photoshop, взгляните на эти старинные снимки – они были сделаны, начиная с 1838 года, и выглядят очень забавно с точки зрения современного человека.

1. Самый первый человек, появившийся на фото

Эта фотография Луи Дагерра одной из улиц Парижа была сделана в 1838 году. При ближайшем рассмотрении в нижнем левом углу снимка можно отыскать фигуру мужчины, которому чистят обувь. Это, вероятно, первая в мире фотография с человеком, случайно попавшем в кадр.

2. Первое в мире селфи!

Еще в 1839 году Роберт Корнелиус сфотографировал самого себя. Используемый метод был назван дагерротипом, в честь первого фотографа Луи Дагерра. А этот автопортрет считается одной из самых старых портретных фотографий. Фактически, это первое селфи в мире.

3. Самый старый фотопортрет женщины

Это портрет Ханны Стилли, родившейся в 1746 году. Что еще более интригует, так это то, что ей было 30 лет, когда образовались США! 94-летнюю Ханну Стилли запечатлели на века в 1840 году. Хотя оригинальный дагерротип этого портрета не сохранился, сам снимок появился в книге Алвы Горби «Семья Горби, история и генеалогия» (1936).

4. Самый старый снимок президента США

Первым сфотографированным президентом США стал Джон Куинси Адамс, и случилось это событие в 1843 году. Адамс был шестым по счету президентом страны с 1825 по 1829. В возрасте 76 лет его фотопортрет был сделан Филиппом Хаасом.

5. Первая новостная фотография

Это снимок процедуры ареста во Франции в 1847 году. Дагерротип происшествия является одним из самых старых фото, которое сопровождало новости. Так зародилась тенденция подкреплять всю новостную информацию визуальным подтверждением.

6. Первая фотография вечеринки!

На этом снимке 1844 года люди банально выпивают в компании. На фото присутствуют художник и фотограф Дэвид Октавиус Хилл (справа), востоковед Джеймс Баллантайн (слева) и доктор Джордж Белл. В момент фотографирования, они, вероятно, весело шутят, а на столе стоят три фужера с элем (да, пиво пили фужерами) и бутылка.

7. Самая старая фотография Аламо

Этот дагерротип 1849 года считается старейшим снимком часовни Аламо. Фото неизвестного автора сделано до того, как строения крепости Аламо были отремонтированы и перестроены в 1850 году американской армией. Во время ремонта внешний вид здания был существенно изменен.

8. Первый снимок с высоты

Эта фотография Бостона 1860 года с высоты 600 метров авторства Джеймса Уоллеса Блэка, который начал свою карьеру фотомастера именно с серии аэрофотоснимков с воздушного шара, а в 1872 году он прославился своими снимками Бостона после разрушительного пожара.

9. Самая ранняя фотография сборной Англии по футболу

Это фото английской сборной было обнаружено через 132 года после того, как его сделали. На нем суперзвезды футбола того времени перед пятым международным матчем Англии 4 марта 1876 года: 10 игроков с судьей, который позирует на память потомкам.

10. Первая фотография на паспорт

США считаются первой страной, где начали использовать фото в паспортах, и это стало обязательным с 1914 года. За США последовала Великобритания, а следом и все остальные страны. Это образец американского паспорта, датированный 2 марта 1915 года, с самой первой обнаруженной фотографией. Документ принадлежит 33-летней Маргарет Сэнджер, путешествовавшей под псевдонимом Берта Л. Уотсон.

Прошло больше года с момента публикации первой версии нашего обзора .
Теперь наконец дошли руки сделать аналогичный справочник по городам остального мира.
Сначала информация будет в алфавитном порядке, а потом в хронологическом.
Буду благодарен читателям за любые уточнения и дополнения, потому что этот каталог регулярно обновляется.

Но начнём всё же с Парижа, поскольку именно этот город стал первым, который удалось запечатлеть на снимках приемлемого качества.
В этом году исполняется ровно 180 лет, как фотография стала применяться на практике!

Весной 1838 года француз Луи Дагер (1787-1851) сделал два снимка бульвара Тампль из окна своей парижской студии.
Тот, что слева (утренний) стал всемирно известен, в том числе и как первое фото людей:

Теперь перейдём к городам по алфавиту.
Сразу после официального объявления об изобретении фотографии в январе 1839 года новоявленные дагерротиписты кинулись запечатлевать, прежде всего, древние памятники. Поэтому 90% самых ранних фотографий приходится на район Средиземноморья (Италия, Греция, Ближний Восток, Северная Африка). Города типа Амстердама, Вены или Праги тогда особо не котировались в качестве "достопримечательных".

АЛЕППО
Старейшее фото датируется 1842-44 гг.:


КРУПНО

Оригинальное название: "Alep. Prise de Bab Antakieh"

АЛЖИР
Старейшие снимки города сделаны в 1844 году. На одном из них мы видим мечеть на Правительственной площадь (Mosquee de la Place du Gouvernement):


КРУПНО

АМСТЕРДАМ
Старейший известный снимок города датируется 1857 годом. На нём запечатлен Keizersgracht (Императорский канал):

АНКАРА

АФИНЫ
Самый первый снимок в Афинах был сделан уже 1839 году. Его выполнил француз Pierre-Gustave Joly de Lotbiniere. Увы, до нас он дошёл только в виде гравюры-репродукции в знаменитом альбоме Ноэля Леребура "Excursions daguerriennes".
На нём, конечно же, был Парфенон:

БАГДАД
Самые ранние снимки города пока не установлены.

БАНГКОК
Самое раннее фото датируется примерно 1869 годом (автор - Francis Chit):

БАРСЕЛОНА
Хотя Мадрид также снимали в 1839 году (см. ниже), первым дагерротипом Испании считается снимок Барселоны того же года:


На нём запечатлена Casa Llotja de Mar.
, что старейшая фотография Испании была сделана в Барселоне 10 ноября 1839 г., но речь идёт о другом снимке, который не сохранился.

БЕЙРУТ
Самое раннее фото датируется 1840 годом (авторы - Horace Vernet и Goupil-Fesquet) и запечатлело мечеть Аль-Сарайя:

БЕЛГРАД
самые ранние известные снимки Белграда датируются 1876-78 гг.
Вот один из них — вид с крыши ректората университета в направлении крепости Калемегдан :

БЕРЛИН
Самые ранние известные снимки Берлина относятся к 1840 году.
На одном из них запечатлена Ляйпцигер-штрассе:

БЕРН
Старейшие снимки сделал примерно в 1845-1850 французский фотограф Joseph Philibert Girault de Prangey:

БОГОТА
Старейшее известное фото датируется 1848 годом (автор - Baron Jean-Baptiste-Louis Gros):

БОМБЕЙ
Старейшее известное фото датируется 1850 годом. На нём мы видим Шотландскую церковь, здание суда (Court-House) и вход на территорию верфи:

БОСТОН
Старейший известный снимок Бостона был выполнен на даггеротипе 15 апреля 1840 года:

Его автором является один из первых американских фотографов - Dr. Samuel A. Bemis (1793-1881): https://en.wikipedia.org/wiki/Samuel_Bemis
По другим сведениям, первый снимок Бостона мог сделать ещё в 1839 г. Gilman Joslin .

БРАТИСЛАВА
Самые ранние снимки города пока не установлены.

БРЕМЕН
Старейший снимок города датируется 1843 годом:

БРЮССЕЛЬ
Самые ранние снимки города пока не установлены.

БУДАПЕШТ
Первый снимок города Пешта (потому что никакого Будапешта до 1873 г. на карте мира не значилось) был выполнен на дагерротипе до 1848 года:


КРУПНО

Местные историки датируют этот раритет приблизительно 1844 годом, но не ранее 1843 года, когда появилась фирма с вывеской “Gyarmathy”, которую можно разглядеть на фото.
В можно посмотреть дополнительную информацию.
Снимок был опубликован в блоге Венгерского дома фотографии (House of Hungarian Photography). А впервые публике дагерротип был представлен в 2006 году в венском Музее Альбертина.
В перспективе снимка видна Университетская церковь, она же Рождества Девы Марии.

БУХАРЕСТ
Самые ранние снимки города датируются 1864 годом. Вот один из них:

БУЭНОС-АЙРЕС
Старейшее известное фото датируется 1848 годом. Вид из района Retiro:


КРУПНО

ВАЛЛЕТТА
Старейший снимок мальтийской столицы датируется 1840-ми годами:

ВАРШАВА
Старейшие известные снимки города датируются 1858 годом. На одном из них запечатлена улица Miodowa:

ВАШИНГТОН
Старейшие известные снимки столицы США сделаны в 1846 году. Так выглядел тогда Капитолий:


КРУПНО

ВЕНА
Старейший снимок австрийской столицы датируется 1840-ми годами:

ВЕНЕЦИЯ
Одни из первых снимков Венеции были сделаны в 1841 году.
В качестве примера можно привести дагерротип, на котором запечатлена Морская таможня и церковь Санта-Мария-дель-Салюте (автор - Alexander John Ellis):

ВРОЦЛАВА
Самые старые снимки Вроцлава (в то время Бреслау) относятся 1843 году. На одном из них мы видим Соляную площадь с памятником Блюхеру:


КРУПНО

В правой части фотографии видна Рыночная площадь с важней (большими весами), которую разобрали в 1846 году.
Оригинал этого снимка хранится в собрании дагерротипов Мюнхенского музея.

ГАВАНА
Самые ранние снимки города пока не установлены.
В первой половине 1850-х Гавану снимал американский фотограф Charles DeForest Fredricks (1823 - 1894), но его работы пока не попали в Интернет в смотрибельном виде.

ГАМБУРГ
Старейшие известные снимки были сделаны в 1842 году в связи с последствиями большого пожара.
На этом фото мы видим Николаскирхе:

ГДАНЬСК
Старейший известный снимок города датируется примерно 1853 годом:

ГОНКОНГ
Самые ранние фото датируются примерно 1860 годом. На одном из них Губернаторский дом (Government House):

На другом - панорамный вид .

ГОНОЛУЛУ
Самое раннее фото датируется 1857 годом:

ДАМАСК
Вероятно, первым запечатлел Дамаск на фото француз Joseph-Philibert Girault de Prangey. Вот его панорама 1843 года:

ДЕЛИ
Самые ранние снимки города пока не установлены.

ДЖАКАРТА
Самое раннее фото Джакарты (в то время Батавии) датируется 1863 годом (вид мэрии):

ДРЕЗДЕН
Первый снимок города был сделан в год официального изобретения фотографии (1839) и на нём закономерно запечатлен архитектурный символ Дрездена - Фрауэнкирхе:

ДУБЛИН
Старейший известный снимок города датируется 1848 годом. На нём запечатлена группа людей на фоне церкви Св. Георгия на Hardwicke Street:

ЗАГРЕБ
Старейший известный снимок города датируется 1856 годом. На нём запечатлен кафедральный собор-замок, ещё до перестройки его неоготическом стиле (автор фото - Franjo Pommer):

КАИР
Вероятно, первым запечатлел Каир на фото француз Joseph-Philibert Girault de Prangey. Вот дагерротип 1843 года:

КАЛЬКУТТА
Самое раннее фото датируется 1851 годом:

КАРАКАС
Самое раннее фото датируется 1870 годом:

КОПЕНГАГЕН
Вероятно, Копенгаген стал первым сфотографированным городом во всей Скандинавии.
Ulfeldts Plads (ныне это площадь Gråbrødretorv) в Копенгагене, фотограф Peter Faber, 1840 год:

ЛИМА
Самые ранние фото Лимы датируются 1860 годом. На одном из них площадь Боливара:

На другом Оружейная площадь (Plaza de Armas) .

ЛИССАБОН
Самое раннее фото датируется примерно 1850-1854 годами (на нём дворец Necessidades):


КРУПНО

ЛОНДОН
Мировая столица научно-технического прогресса тех времён не могла не попробовать одной из первых французскую новинку.
Парламент-стрит с Трафальгарской площади, 1839 год:


Кстати, очень неплохое качество для первого снимка. А всё потому, что это дагерротип, а не изобретённый англичанами одновременно с ним калотип. В качестве носителя металл оказался лучше вощёной бумаги Тальбота.

ЛОС-АНДЖЕЛЕС
Самое раннее фото датируется примерно 1862-м годом, самый центр города:


КРУПНО

МАДРИД
В испанской столице способ Дагера опробовали уже в 1839 году, но первый блин вышел комом:


Здесь с трудом можно разглядеть очертания Королевского дворца (Palacio Real).

МАКАО
Самые первые снимки Макао (и Китая вообще!) сделал в 1844 году француз Jules Itier.
На этом его фото вид Praia Grande в Макао:

МАНИЛА
Недавно обнаружена серия негативов Филиппин и их столицы .
Они датируются 1840-ми или началом 1850-х гг. Вот один из видов Манилы:

МАРСЕЛЬ
Старейший снимок города сделал примерно в 1842 г. фотограф Joseph Philibert Girault de Prangey:

МЕЛЬБУРН
Самое раннее фото датируется 1850-ми годами:

МЕХИКО
Старейший известный снимок Мехико сделал француз Jean Prelier Dudoille 21 января 1840 года:

МОНРЕАЛЬ

МЮНХЕН
Первый снимок города был сделан в год официального изобретения фотографии (1839) и на нём закономерно запечатлен архитектурный символ Мюнхена - Фрауэнкирхе:

НЬЮ-ЙОРК
Старейший известный снимок датируется 1848 годом. На нём видна сельская местность там, где сейчас проходит Бродвей в Верхнем Вест-сайде:

ОСЛО
Самым старым известным снимком Осло является недавно обнаруженный дагерротип, сделанный в 1840-45 гг. (автор - Petter Otto Testman).
Тогда город назывался Христиания. Доминирующее здание Королевского дворца в 1846 г. утратило высокую крышу, что и послужило основанием для определения верхней границы датировки.

ОТТАВА
Самое раннее фото датируется 1860 годом, на нём шлюза канала и район Majors Hill:

ПЕКИН
Первые снимки Пекина сделал в 1860 году итало-британский фотограф Felice Beato (1832-1909). Вот один из них:

ПИЗА
Первые снимки Пизы были сделаны в 1841 году.
В качестве примера можно привести дагерротип, на котором запечатлена знаменитая падающая башня (автор - Alexander John Ellis):

ПРАГА
Старейшие снимки города датируются 1856 годом. Вот один из них:

ПХЕНЬЯН
Самые ранние снимки города пока не установлены.

РАНГУН
Самое раннее фото датируется 1855 годом, на нём Shwe Dagon Pagoda:

Автор снимка - англичанин Capt. Linnaeus Tripe (1822-1902).

РЕЙКЬЯВИК

РИМ
Первые снимки Рима сделаны не позднее 1840 года.
На этой фотографии запечатлён Форум Трояна (автор снимка - Lorenzo Suscipi):

РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО
Старейший известный снимок города сделан в 1840 году. На нём мы видим Городской дворец Рио-де-Жанейро - резиденцию правительства Бразильской империи:

САЙГОН (ХОШИМИН)
Самые ранние фото датируются 1882 годом. Вот одно из них:

САН-ПАУЛУ
Самое раннее фото датируется 1852 годом:

САН-ФРАНЦИСКО
Самое раннее фото датируется 1848 годом:

САНТЬЯГО
Самое раннее фото чилийской столицы датируется 1850-м годом. На нём запечатлена Оружейная площадь (Plaza de Armas):

СЕУЛ
Самые ранние снимки города пока не установлены.

СИДНЕЙ
Самое первое фото города сделал в 1855 году местный пионер фотографии Robert Hunt:

СИНГАПУР
Самое раннее фото датируется 1844 годом:

СИЭТЛ
Самое раннее фото датируется 1860-ми годами:

СОФИЯ
Самые ранние фото датируются 1879 годом. Вот одно из них:

СТАМБУЛ
Вероятно, первым запечатлел Константинополь на фото француз Girault de Prangey. Вот его панорама 1843 года:

СТОКГОЛЬМ
Самое раннее фото датируется 1846 годом:


КРУПНО

ТЕГЕРАН
Старейшие известные снимки Тегерана выполнил в 1850-е итальянские фотограф Luigi Pesce (1818-1891). Его "Фотографический альбом Персии" (Album fotografico della Persia ) 1860 года содержит 42 отпечатка.
Например, на этом снимке запечатлены Новые ворота шахской цитадели Арг:


КРУПНО

ТИРАНА
Самые ранние снимки города пока не установлены.

ТОКИО
Старейшие снимки Токио (в то время - Эдо) были сделаны в 1860 году в ходе экспедиции Ойленбурга (Eulenburg) Вот одно из них:

Однако по-настоящему город впервые запечатлел Феличе Беато в 1865-66 гг., создав знаменитую панораму .

ТОРОНТО
Старейший известный снимок города датируется 1856 годом и представляет собой круговую панораму . Вот её фрагмент:

ТУРИН
Старейший снимок города сделал в 1839 г. Enrico Federico Jest:


КРУПНО

УЛАН-БАТОР
Самые ранние фото Улан-Батора (в то время Урги) датируются 1888-1889 годами. На одном из них запечатлены Ямпай, почетные ворота, построенные в Урге китайским императором в честь тогдашнего богдо-гегена (снимал Чарушин Н.А.):

ТОРСХАВН
Старейшее известное фото столицы Фарерских островов датируется 1864 годом:

ФИЛАДЕЛЬФИЯ
В США аппарат Дагера завезли уже в 1839 году. Первый снимок в истории этой страны был сделан в Филадельфии и он даже сохранился!
На дагерротипе 10-минутной выдержки запечатлена Central High School на пересечении улиц Walnut и Juniper:


Автор снимка - Joseph Saxton.
"Следуя подробному описанию процесса, изданного профессором Дж.Ф. Frazer в Журнале Института Франклина, Филадельфия, на октябрь 1839, или, возможно, описанию в United States Gazette, изданной в Филадельфии 25 сентября, Джозеф Сэкстон, служащий Монетного двора Соединенных Штатов, сделал первый дагерротип в Филадельфии 16 октября. Изображение имеет размер 1 дюйм 1/8 x 1 дюйм 1/2 и показывает старый арсенал и купол Центральной Средней школы Филадельфии, был сделан из окна Монетного двора. Это - самый ранний сохранившийся американский дагерротип и он хранится в Историческом Обществе Пенсильвании".

ФЛОРЕНЦИЯ
Одни из первых снимков Флоренции были сделаны в 1841 году. Например, этот вид с башней Синьории:

ХАНОЙ
Самые ранние снимки города пока не установлены.

ХЕЛЬСИНКИ
Самое раннее фото датируется 1850-ми годами, поскольку на нём видно старое здание театра на бульваре Esplanadi, снесённое в 1850-е:

ЧИКАГО
Старейший известный снимок города сделал Alexander Hesler в 1855 году. На этом дагерротипе здания Суда графства Кук и Мэрии (Cook County Court House and City Hall):

ШАНХАЙ
Самые ранние снимки города пока не установлены.

ЭДИНБУРГ
Вероятно, первый известный снимок столицы Шотландии был сделан в 1843 году. На этом калотипе мы видим, что монумент Вальтера Скотта ещё находится в стадии строительства:

Хронология первых снимков городов.

1838 - Париж;
1839 - Афины, Барселона, Дрезден, Лондон, Мадрид, Мюнхен, Турин, Филадельфия;
1840 - Бейрут, Берлин, Бостон, Копенгаген, Мехико, Рим, Рио-де-Жанейро;
1841 - Венеция, Пиза, Флоренция;
1842 - Гамбург, Иерусалим, Марсель;
1843 - Бремен, Дамаск, Каир, Стамбул, Эдинбург;
1844 - Алжир, Макао, Сингапур;
1846 - Вашингтон, Стокгольм;
1848 - Богота, Буэнос-Айрес, Дублин, Нью-Йорк, Сан-Франциско;
1850 - Бомбей, Сантьяго;
1851 - Калькутта;
1852 - Монреаль, Сан-Паулу;
1853 - Гданьск;
1855 - Рангун, Сидней, Чикаго;
1856 - Загреб, Прага, Торонто;
1857 - Амстердам, Гонолулу;
1858 - Варшава;
1860 - Лима, Пекин, Токио;
1863 - Джакарта;
1864 - Бухарест, Торсхавн;
1870 - Каракас;
1879 - София;
1882 - Сайгон.

Стремление запечатлеть моменты жизни, происходящие с человеком или окружающим его миром, существовало всегда. Об этом говорят и наскальные рисунки, и изобразительное искусство. В полотнах художников особо ценилась точность и детализация, способность запечатлеть объект в выгодном ракурсе, свете, передать цветовую палитру, тени. На такую работу порой уходили месяцы работы. Именно это желание, а также стремление сократить временные затраты и стали толчком для создания такого вида искусства, как фотография.

Появление фотографии

В IV веке до нашей эры Аристотель, знаменитый ученый из Древней Греции, заметил любопытный факт: свет, который просачивался через небольшую дырочку в ставне окна, повторял тенями на стене виднеющийся за окном пейзаж.

Далее в трактатах ученых из арабских стран начинает упоминаться словосочетание буквально означающее «темная комната». Это оказалось приспособление в виде ящика с отверстием спереди, при помощи которого стало возможным срисовывать натюрморты и пейзажи. Позже ящик усовершенствовали, снабдив двигающимися половинками и линзой, что сделало возможным фокусацию на картинке.

Благодаря новым возможностям, картинки стали намного ярче, а прибор получил название «светлой комнаты», то есть camera lucina. Такие нехитрые технологии позволили нам узнать, как выглядел Архангельск в середине XVII столетия. С их помощью была снята перспектива города, отличающаяся точностью.

Этапы развития фотографии

В XIX веке Жозефом Ньепсом был придуман способ фотографирования, названный им гелиогравюрой. Съемка данным методом происходила при ярком солнце и продолжалась до 8 часов. Суть его заключалась в следующем:

Бралась металлическая пластина, которую покрывали битумным лаком.

Пластина находилась под непосредственным воздействием яркого света, из-за которого лак не растворялся. Но процесс этот был неоднородным и зависел от силы освещения на каждом из участков.

После травили кислотой.

В результате всех манипуляций возникала рельефная, гравированная картина на пластине. Следующим значимым этапом в развитии фотографии стал дагерротип. Название свое способ получил от имени своего изобретателя, Луи Жака Манде Дагера, который смог получить изображение на серебряной пластине, обработанной йодными парами.

Следующим методом была калотипия, придуманная Генри Талботом. Достоинством способа была возможность делать копии одного изображения, которое, в свою очередь, воспроизводилось на бумаге, пропитанной солью серебра.

Первое знакомство с искусством фотографии в России

История русской фотографии продолжается уже более, чем полтора века. И история эта полна разных событий и интересных фактов. Благодаря людям, открывшим для нашей страны искусство фотографии, мы можем видеть Россию сквозь призму времени такой, какой она была много лет назад.

История фотографии в России начинается с 1839 года. Именно тогда член Академии Наук России И. Гамель поехал в Великобританию, где и познакомился с методом калотипии, подробно его изучив. После чего выслал подробное описание. Так и были получены первые фотографии, сделанные способом калотипии, которые до сих пор хранятся в Академии Наук в количестве 12 штук. На снимках имеется подпись изобретателя метода, Талбота.

После этого во Франции происходит знакомство Гамеля с Дагером, под руководством которого он собственноручно делает несколько снимков. Академией Наук в сентябре 1841 года было получено письмо от Гамеля, в котором, согласно его слов, находилась первая выполненная с натуры фотография. На сделанном в Париже фотоснимке - женская фигура.

После этого фотоискусство в России начало набирать обороты, стремительно развиваясь. Между XIX и XX столетиями фотографы из России начали на общих правах принимать участие в фотовыставках и салонах международного класса, на которых получали престижные награды и премии, имели членство в соответствующих сообществах.

Способ Талбота

История фотографии в России получила развитие благодаря людям, живо интересовавшимся новым видом искусства. Таким был и Юлий Федорович Фрицше, известный русский ботаник и химик. Он первым освоил метод Талбота, заключавшийся в получении негатива на светочувствительной бумаге с последующей его печатью на листе, обработанном солями серебра и проявляющемся при солнечном свете.

Фрицше сделал первые фотографии-калотипы листьев растений, после чего вступил перед Акадамией Наук в Санкт-Петербурге в мае 1839 года с докладом. В нем он сообщил, что находит метод калотипии подходящим для запечатления плоских предметов. Например, способ пригоден для выполнения снимков оригинальных растений с необходимой для ботаника точностью.

Вклад Ю. Фрицше

Благодаря Фрицше история фотографии в России шагнула чуть дальше: он предложил заменить гипосульфат натрия, которым пользовался для проявления картинки Талбот, на аммиак, чем заметно модернизировал калотипию, улучшив качество изображения. Юлий Федорович также был первым в стране и одним из первых в мире, кто провел исследовательскую работу по фотографии и фотоискусству.

Алексей Греков и «художественная кабина»

История фотосъемки в России продолжалась, и следующим свой вклад в ее развитие внес Алексей Греков. Московский изобретатель и гравер, он первым из русских мастеров фотографии овладел и калотипией, и дагерротипией. И если вы зададите вопрос о том, какими были первые фотоаппараты в России, то именно изобретение Грекова, «художественную комнату», можно считать таковым.

Первый фотоаппарат, созданный им в 1840 году, позволял сделать качественные, с хорошей резкостью портретные фотоснимки, что не удавалось многим пытавшимся этого добиться фотографам. Греков придумал кресло со специальными удобными подушечками, которые поддерживали голову фотографируемого, позволяя ему не устать за время долгого сидения и сохранять неподвижное положение. А быть неподвижным человеку в кресле приходилось долго: 23 минуты на ярком солнце, а в пасмурный день - все 45.

Мастера фотографии Грекова принято считать первым в России фотохудожником-портретистом. Добиться прекрасных портретных фотоснимков ему помогало и изобретенное им фотоустройство, состоящее из деревянной камеры, в которую не проникал свет. Но при этом коробки могли выдвигаться одна из другой и возвращаться на место. У внешней коробки на передней ее части он прикрепил линзу, представлявшую собой объектив. Во внутренней коробке находилась пластина, чувствительная к свету. Меняя расстояние между коробками, то есть двигая их одну из другой или наоборот, можно было добиться необходимой резкости снимка.

Вклад Сергея Левицкого

Следующим человеком, благодаря которому история фотографии в России стремительно продолжала развиваться, был Сергей Левицкий. В истории русской фотосъемки появились дагерроптипы Пятигорска и Кисловодска, сделанные им на Кавказе. А также золотая медаль художественной выставки, прошедшей в Париже, куда он и отправил снимки для участия в конкурсе.

Сергей Левицкий был в первых рядах фотографов, которые предложили менять декоративный фон для съемок. Им также было решено выполнять ретушь портретных фотографий и их негативов, чтобы уменьшить или вовсе удалить технические недостатки, если таковые имелись.

Левицкий уезжает в Италию в 1845 году, решая повысить уровень знаний и умений в области дагерротипии. Он делает снимки Рима, а также портретные фото русских художников, проживавших там. А в 1847 году придумывает фотографический аппарат со складным мехом, применив для этого мех от гармони. Новшество позволило фотоаппарату стать более мобильным, что в значительной степени отразилось на расширении возможностей фотосъемок.

Вернулся в Россию Сергей Левицкий уже профессиональным фотографом, открыв в Петербурге собственную дагерротипную мастерскую «Светопись». При ней он также открывает фотоателье с богатой коллекцией фотопортретов русских художников, писателей и общественных деятелей. Изучение искусства фотографии он не бросает, продолжая опытным путем изучать применение электрического света и его сочетания с солнечным и их влияние на снимки.

Русский след в фотоискусстве

Деятели искусств, мастера фотографии, изобретатели и ученые из России внесли большой вклад в историю и развитие фотоискусства. Так, среди создателей новых видов фотоаппаратов известны такие русские фамилии, как Срезневский, Езучевский, Карпов, Курдюмов.

Даже Дмитрий Иванович Менделеев принимал активное участие, занимаясь теоретическими и практическими проблемами изготовления фотоснимков. А совместно со Срезневским они стояли у истоков создания фотографического отдела в Русском техническом обществе.

Широко известны успехи яркого мастера русской фотографии, которого можно поставить на одну ступень с Левицким, Андрея Деньера. Он был создателем первого фотоальбома с портретами известных ученых, врачей, путешественников, писателей, артистов. А фотохудожник А. Карелин стал известен всей Европе и вошел в истории фотографии как основоположник жанра бытовой съемки.

Развитие фотоискусства в России

Интерес к фотографии в конце XIX века возрос не только среди специалистов, но и среди простого населения. И в 1887 годы был выпущен «Фотографический вестник», журнал, в котором была собрана информация по рецептам, химическим составам, методам обработки фотографии, теоретические данные.

Но до революции в России возможность заниматься художественной фотографией была доступна лишь малому количеству людей, так как практически ни у кого из изобретателей фотоаппарата не было возможности выпускать их в промышленном масштабе.

В 1919 году В. И. Ленин издал декрет о переходе фотографической промышленности под управление Наркомпроса, а в 1929 началось создание светочувствительных фотоматериалов, впоследствии ставших доступными всем. И уже в 1931 году появляется первый отечественный фотоаппарат «Фотокор».

Роль российских мастеров, фотохудожников, изобретателей в деле развития фотоискусства велика и занимает достойное место в мировой истории фотографии.

Художественная фотография или, как ее называли на заре ее появления, светопись - один из самых молодых видов искусства. История художественной фотографии насчитывает, без малого, два столетия, что относительно немного в историческом контексте. Тем не менее, за столь короткий промежуток времени искусство фотографии смогло превратиться из сложного мастерства, доступного лишь немногим, в одно из самых массовых направлений, без которого немыслима современная жизнь.

Первые фотографические опыты

Надо сказать, что появление фотографии тесно связано с открытием оптических и химических эффектов, которые в итоге позволили сделать столь эпохальное открытие. Первым из них стало создание так называемой камеры-обскуры - примитивного устройства, способного проецировать перевернутое изображение. По сути, она представляла собой темный ящик с маленьким отверстием в одном конце, через которое лучи света, преломляясь, «рисовали» изображение на противоположной стенке. Изобретение камеры-обскуры особенно понравилось художникам, которые размещали в месте, куда проецировалось изображение, лист бумаги и зарисовывали его, накрывшись темной тканью.

Эффект камеры-обскуры, надо сказать, удалось открыть абсолютно случайно. Вероятнее всего, люди попросту замечали, что свет, падающий из тонкой щели или круглого отверстия на темную стену, «проявляет» на ней перевернутое изображение происходящего снаружи. Собственно говоря, и переводится понятие «камера-обскура» с латыни именно как «темная комната».

Однако сам факт открытия данного оптического эффекта, которое было сделано еще в глубокой древности, не означал, само собой, изобретения фотографии. Ведь изображение мало спроецировать, его важно еще зафиксировать на определенном носителе.

И вот тут стоит вспомнить открытие явления светочувствительности ряда материалов. И одним из изобретателей данного эффекта стал наш соотечественник, известный политический деятель граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин.

Будучи химиком-любителем, он заметил, что растворы солей железа изменяют свой изначальный цвет под воздействием света. Примерно тогда же, в 1725 году, физик из Галльского университета, немец Иоганн Генрих Шульце, при попытках создания светящихся в темноте веществ обнаружил, что смесь мела и азотной кислоты с небольшим количеством растворенного серебра темнеет при попадании света. При этом раствор, находящийся в темноте, совершенно не изменяет свои первоначальные характеристики.

После этого наблюдения Шульце провел несколько экспериментов, где клал на бутылку с раствором различные фигуры из бумаги. В итоге получался фотографический отпечаток изображения, который исчезал после того, как на поверхность попадал свет или когда раствор перемешивался. Сам исследователь не придал своему опыту должного значения, однако после него многие ученые продолжили наблюдения за материалами, обладавшими фотоэффектом, что, собственно говоря, и привело спустя столетие к изобретению фотографии.

История черно-белой фотографии

Как известно, наверное, многим, первый фотоснимок был сделан французским экспериментатором Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce) в далеком 1822 году. Жозеф от рождения имел аристократические корни и происходил из богатой семьи. Отец будущего «отца фотографии» служил советником при короле Людовике XV, а мать была дочерью весьма обеспеченного юриста. Само собой, что в молодости Жозеф получил прекрасное образование, обучаясь в наиболее престижных колледжах Франции.

Изначально родители готовили сына к деятельности в церковной сфере, однако молодой Ньепс предпочел иное направление, став офицером революционно-повстанческих сил. В ходе военных действий Жозеф Ньепс существенно подорвал здоровье и ушел в отставку, после чего он в 1795 году женился на молодой красавице Агнессе Рамеру и стал жить в Ницце, работая штатным государственным служащим.

Надо сказать, что молодой человек с детства интересовался физикой и химией, а потому спустя шесть лет он возвращается в родной город, где вместе со старшим братом Клодом начинает работать в сфере изобретательской деятельности. С 1816 года Ньепс стал предпринимать попытки найти способ, который бы позволил закрепить на физическом носителе изображение, возникающее в камере-обскуре.

Уже первые эксперименты с серебряной солью, изменяющей цвет под воздействием солнечных лучей, показали основную техническую трудность создания первой фотографии. Ньепсу удалось нанести получить негативное изображение, однако при извлечении пластинки, покрытой солью, из камеры-обскуры стало ясно, что изображение целиком исчезает. После этих неудачных попыток Жозеф решил во что бы то не стало закрепить полученное изображение.

В своих дальнейших опытах Ньепс решил отойти от использования серебряной соли и уделить внимание природному асфальту, который также изменял свои первоначальные свойства под воздействием солнечного излучения. Минусом такого решения была крайне низкая светочувствительность медных или известняковых пластин, покрытых этим веществом. Данные опыты оказались удачными, и после протравливания асфальта кислотой изображение на пластинке сохранялось.

Считается, что первый успешный опыт по фиксации фотографического изображения Жозеф Ньепс осуществил в 1822 году, сфотографировав накрытый стол в своей комнате. К сожалению, то, самое первое в мире, фото не дошло до нашего времени, а сохранился лишь более поздний снимок «Вид из окна», который по праву считается самой известной в мире фотографией. Сделан он был в 1826 году, а на его экспонирование ушло долгие восемь часов.

Этот снимок, по своей сути, являлся первым негативным изображением, и при этом было рельефным. Последний эффект достигался за счет травления покрытой асфальтом пластинки. Преимуществом метода была возможность создания большого числа подобных изображений, однако минус был очевиден - столь длительная выдержка делала его пригодным лишь для съемки статичных сюжетов, но совершенно не подходила даже для портретной съемки. Тем не менее, опыты Ньепса доказали миру, что фиксация изображения в камере-обскуре возможна и дали толчок к исследованиям других ученых, открывших для нас мир традиционной фотографии.

Так, уже в 1839 году другой исследователь, Жак Даге́р (Jacques Daguerre), заявил о новом способе получения фотографического изображения на посеребренной медной или целиком серебряной пластинке. Технология Дагера подразумевала покрытие такой фотопластинки иодидом серебра - светочувствительным слоем, который образовывался на ней при обработке с помощью паров йода. Закрепить изображение Дагеру удалось благодаря использованию паров ртути и поваренной соли.

Технология, в дальнейшем получившая название дагерротипии, оказалась гораздо более совершенной, нежели способ получения фотоизображения у Ньепса. В частности, для экспозиции пластинки требовалось гораздо меньше времени (от 15 до 30 минут), а качество снимка было значительно выше. Кроме того, дагерротипия позволяла получать позитивное изображение, что также было существенным прогрессом в сравнении с негативным изображением, полученным Ньепсом. На протяжении многих десятилетий именно дагерротипия была практически единственным применимым в реальной жизни способом фотографирования.

Надо сказать, что в то же время в Англии Уильям Генри Фокс Тальбот создал еще один способ получения фотоизображений, названный им калотипией. Светочувствительным элементом в камере-обскуре Тальбота служила бумага, обработанная хлористым серебром. Технология обеспечивала неплохое качество снимков и была пригодная для копирования, в отличие от пластинок Даггера. Для экспонирования бумаги требовалась выдержка в течение одного часа. Кроме того, в 1833 году художник по имени Эркюль Флоранс также заявил о собственном методе получения фотоизображения с помощью нитрата серебра. Впрочем, в те годы данный метод распространения не получил, ну а в дальнейшем аналогичная методика легла с основу создания стеклянных пластинок и пленок, которые и стали определяющим для фотографии носителем изображения на долгие десятилетия.

Кстати, появлению термина «фотография» мир обязан астрономам Джону Гершелю и Иоганну фон Медлеру, которые впервые ввели его в обиход в 1839 году.

История цветной фотографии

Как известно, первый фотоснимок Ньепса, равно как и все последующие получаемые изображения, были исключительно монохромными или, как мы привыкли говорить, черно-белыми. Однако мало кому известно, что уже в середине XIX века предпринимались попытки получить цветное изображение. Именно эти опыты и дали толчок истории развития в мире цветной фотографии.

Первым успешно созданным и закрепленным цветным фотоснимком можно считать изображение, полученное в 1861 году исследователем Джеймсом Максвеллом. Правда, технология получения такой фотографии оказалась крайне сложной: съемка изображения производилась сразу тремя фотокамерами, на которые монтировались три светофильтра (по одному на каждую) красного, зеленого и синего цветов. При проецировании данного изображения удавалось передать цвета окружающей действительности. Впрочем, такая методика явно не подходила для широкого применения.

Приблизить цветную фотографию к практическому воплощению позволило открытие сенсибилизаторов - веществ, повышающих чувствительность соединений серебра к лучам света различной длины. Впервые сенсибилизаторы удалось получить фотохимику Герману Вильгельму Фогелю, который разработал состав, который был чувствителен к воздействию волн зеленого участка светового спектра.

Обнаружение данного физического явления позволило реализовать практическое воплощение цветной фотографии, основоположником которой стал ученик Фогеля Адольф Митте. Он создал несколько видов сенсибилизаторов, которые делали фотопластинку чувствительной во всем световом спектре, и разработал первый вариант фотокамеры, способной генерировать цветное изображение. Подобная фотография могла быть отпечатана полиграфическим методом а также демонстрироваться с использованием специального проектора, имеющего три луча различных цветов.

Надо сказать, что огромная роль в развитии технологии Митте и, что самое главное, в ее практической реализации принадлежит русскому фотографу Сергею Прокудину-Горскому, который усовершенствовал метод, создал собственный сенсибилизатор и изготовил несколько тысяч цветных фотографий самых удаленных уголков Российской Империи. В основе работы фотокамеры Прокудина-Горского лежал принцип цветоделения, который сегодня является основой работы любого типографского оборудования, а также матриц цифровых фотоаппаратов. Впрочем, работы Прокудина-Горского настолько интересны, что мы решили рассмотреть особенности их создания в отдельной СТАТЬЕ .

Надо сказать, что технология цветоделения была далеко не единственной, применяемой для создания цветных изображений. Так, в 1907 году «отцы кинематографа», братья Люмьер, представили собственный способ получения цветного изображения с помощью специальных фотопластин, названных ими «Автохром». Метод Люмьеров обладал множеством недостатков, уступая в качестве технологии Прокудина-Горского и, собственно, Митте, однако он был более простым и доступным. При этом сами цвета на фото не отличались высокой стойкостью, изображение сохранялась исключительно на пластинах, а сам кадр получался довольно зернистым. Впрочем, именно технология Люмьеров оказалась наиболее «живучей», просуществовав вплоть до 1935 года, когда компания Kodak представила метод получения цветных фотографий под названием Kodachrome. При этом за три года до этого была представлена технология Agfacolor. Следующей важной вехой в развитии цветного фото стала презентация системы «моментального фото» от Polaroid в 1963 году, а затем - появление первых цифровых технологий фиксации изображения.

История цифровой фотографии

Появление цифровой фотографии во многом связано с развитием космических программ и «гонки вооружений» между США и Советским Союзом. Именно тогда были разработаны первые методики фиксации цифрового изображения и его передачи на расстоянии. Само собой, что развитие технологий позволило в дальнейшем вывести ее на коммерческий рынок.

Надо сказать, что первые цифровые фотокамеры, использовавшиеся в космических аппаратах, не предусматривали вывода изображений на физические носители. Этот же недостаток был присущ и первым цифровым фотоаппаратам, представленным Texas Instruments в 1972 году, а также появившейся несколько позднее первой цифровой фотокамере Mavica, разработчиком которой выступила японская компания Sony. Впрочем, устранен данный недостаток был довольно быстро, и последующие версии «Мавики» могли подключаться к цветному принтеру для печати изображений.

Несомненный успех позволил компании Сони первой наладить коммерческое производство цифровых фотоаппаратов в различных версиях с общим наименованием Mavica (Magnetic Video Camera). По сути, этот фотоаппарат представлял собой видеокамеру, способную работать в режиме «стоп-кадр» и способный создавать фотографическое изображение размерностью в 570х490 пикселей, которое записывалось сенсором на основе ПЗС-матрицы. Более поздние версии фотокамеры позволяли сразу же производить запись полученных фотографий на флоппи-диски, которые могли сразу же быть использованы на ПК.

Надо сказать, что именно появление данных фотоаппаратов произвело небывалый фурор. Судите сами - для получения фотографического изображения не требовалось специальных знаний, работы с реактивами, использования лабораторий. Снимок получался мгновенно и мог быть сразу отсмотрен на экране ПК, которые к тому времени набирали все большую популярность. Минусом такого подхода оставалось лишь крайне низкое, в сравнении с пленкой, качество получаемой «картинки».

Существенным рывком вперед в истории цифровой фотографии стал ее выход в профессиональный сегмент рынка. В первую очередь, преимущества цифровой фотографии стали ясны репортерам, которым требовалось оперативно передавать результат съемки в издательство. При этом качество цифровой фотографии большинство газет вполне могло бы устроить. Именно для этой целевой аудитории компания Kodak представила в 1992 году первую фотокамеру профессионального класса с индексом DCS 100, которая была построена на основе популярной репортажной «зеркалки» тех лет Nikon F3. Следует сказать, что устройство вместе с накопительным диском оказалось весьма громоздким (фотоаппарат вместе с внешним блоком весил около пяти килограммов), а его стоимость приближалась к отметке в 25 тысяч долларов при том, что качество фотографий было достаточно лишь для их газетной печати. Несмотря на это, репортеры быстро оценили преимущества в виде оперативной передачи и обработки изображений.

Спустя пару лет на рынке появились и первые модели фотокамер «для всех», включая разработку компании Apple - цифровую фотокамеру QuickTake 100. Ее цена в 749 долларов обозначила, что новая технология может быть вполне доступной рядовому потребителю. После этого бурное развитие компьютерных и сетевых технологий способствовало дальнейшей доработки технологии, которая в результате привела к почти полному вытеснению пленки из большинства жанров фотографии, включая профессиональную сферу. Это стало возможным в результате появления фотокамер с крупным размером сенсора, включая 35-миллиметровые модели, а также среднеформатных цифровых фотоаппаратов на основе высококачественных матриц. В результате качество цифровой фотографии вышло на качественно иной уровень.

Почти 200 лет назад француз Жозеф Нисефор Ньепс намазал на металлическую пластину тонкий слой асфальта и выставил ее на солнце в камере-обскуре. Так он получил первое в мире «отражение видимого». Снимок получился не самого лучшего качества, но именно с него начинается история фотографии.

Еще каких-то 30-40 лет назад значительная часть фотографий, фильмов, телепередач были черно-белыми. Многие и не догадываются, что появилась цветная фотография намного раньше, чем мы думаем. 17 мая 1861 года известный английский физик Джеймс Максвелл во время лекции на тему особенностей цветового зрения в лондонском Королевском институте показал первую в мире цветную фотографию - «Ленточку из шотландки».

С тех пор фотография, помимо того что из черно-белой превратилась в цветную, получила еще много разновидностей: появилась съемка с воздуха и из космоса, фотомонтаж и рентген, автопортрет, подводное фото и 3D-фотография.

1826 - первая и старейшая фотография

Жозеф Нисефор Ньепс, французский фотограф, сделал этот снимок, используя восьмичасовую выдержку. Называется он «Вид из окна на Le Gras», последние годы демонстрировался в Harry Ransom Humanities Research Center в Техасском университете в Остине.

1838 - первая фотография другого человека

Луи Дагер сделал первую фотографию другого человека в 1838 году. Фотография Boulevard du Temple показывает оживленную улицу, которая выглядит пустынной (выдержка 10 минут, и потому движение незаметно), за исключением одного человека в левой нижней части фотографии (видно при увеличении).

1858 - первый фотомонтаж

В 1858 году Генри Пич Робинсон выполнил первый фотомонтаж, сведя несколько негативов в одно изображение.

Первая и самая известная скомбинированная фотография называлась Fading Away - она состоит из пяти негативов. Изображена смерть девочки от туберкулеза. Работа вызвала массу споров.

1861 - первая цветная фотография

Джеймс Клерк Максвелл, шотландский математик и физик-теоретик, получил первую цветную фотографию в 1861 году. Фотографические пластины, использованные в процессе, теперь хранятся в доме, где Максвелл родился (ныне это музей), - на Индиа-стрит, 14 в Эдинбурге.

1875 - первый автопортрет

Знаменитый американский фотограф Мэттью Брэди был первым человеком, который сфотографировал самого себя, т.е. сделал автопортрет.

1903 - первая фотография, сделанная с воздуха

Первыми воздушными фотографами были птицы. В 1903 году Юлиус Нойброннер соединил камеру и таймер и прикрепил ее к шее голубя. Это изобретение взяли на заметку в немецкой армии и использовали для военной разведки.

1926 - первая цветная подводная фотография

Первая подводная цветная фотография была сделана в Мексиканском заливе доктором Уильямом Лонгли и штатным фотографом National Geographic Чарльзом Мартином в 1926 году.

1946 - первый снимок из космоса

24 октября 1946 года 35-миллиметровая камера, размещенная на ракете V-2, сделала снимок с высоты 105 км над Землей.

1972 - первая фотография полностью освещенной Земли

Первая фотография, на которой изображена полностью освещенная Земля, известна как The Blue Marble («Голубой шар»). Снимок был сделан 7 декабря 1972 года командой космического корабля «Аполлон-17».

Рассказать друзьям