Первый болгарский космонавт. Георги иванов - первый болгарский космонавт

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Георгий Иванов Иванов (болг. Георги Иванов Иванов, наст. фамилия Какалов; род. 2 июля 1940 года, Ловеч, Болгария) - первый болгарский космонавт. Генерал-лейтенант (2004). Герой Советского Союза. Кавалер ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (1979). Герой Народной Республики Болгария, кавалер ордена Георгия Димитрова (1979), кандидат физических наук (1984).

Биография

В 1964 году окончил Высшее народное военно-воздушное училище им. Георгия Бенковского в звании лейтенанта, после чего служил пилотом-инструктором в училище. С 1968 года по 1975 служил командиром эскадрильи ПВО. С 1975 года по 1978 служил командиром истребительной эскадрильи (лётчик-истребитель I класса). В 1977 году принял участие в отборе кандидатов от Болгарии для советско-болгарского космического полёта по программе «Интеркосмос». В январе 1978 года был направлен вместе с ещё тремя представителями НРБ для получения окончательного заключения Главной медицинской комиссии в СССР. Позднее был отобран в качестве одного из двух кандидатов от Болгарии для подготовки в космическому полёту. С марта 1978 года проходил общекосмическую подготовку в ЦПК им. Ю. А. Гагарина.

После совершения космического полёта продолжил нести воинскую службу, был инспектором ВВС Болгарии. Избирался в Великое народное собрание Республики Болгария. В начале 1990-х гг. принимал участие в создании частной авиакомпании «Эйр София», был управляющим директором.

Космический полёт

Для совершения совместного советско-болгарского космического полёта по программе «Интеркосмос» были отобраны два претендента - Александр Александров и Георгий Какалов. Назначение в основной экипаж космического корабля «Союз-33» получил Какалов, по настоянию советской стороны ввиду неблагозвучности взявший фамилию Иванов. Командиром корабля стал советский космонавт Николай Рукавишников, для которого этот полёт стал третьим по счёту. Запуск состоялся 10 апреля 1979 года. Была запланирована стыковка со станцией «Салют-6», но стыковка сорвалась из-за поломки в двигателе корабля. Было принято решение о возвращении. При аварийном спуске на Землю, испытывая многократные перегрузки (до 10 g), на 31-м витке 12 апреля экипаж приземлился в 320 км к юго-востоку от города Джезказган. Продолжительность полёта составила 1 сутки 23 часа 1 минуту. 13 апреля 1979 года Георгию Иванову было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1986 году Георгий Иванов также был кандидатом на полёт, но не прошёл отбор.

Награды

  • Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) - за большой вклад в развитие международного сотрудничества в области пилотируемой космонавтики.

Личная жизнь

Дважды был женат. От первого брака (с Натальей Русановой) дочь Ани, от второго (с Лидией) - сын Иван.

Это не ругательства, а фамилии известных космонавтов

В истории нашей космонавтики много славных, трагических и победных страниц. Но есть в освоении космоса моменты, которые сегодня иначе как курьезными не назовешь. Такова, например, история о том, как ответственные товарищи из ЦК КПСС« переименовывали» космонавтов из братских социалистических стран.

Перед тем, как отправить в космос болгарского гражданина, на политбюро ЦК КПСС рассматривался вопрос об изменении его фамилии. Настоящая была Какалов. Таких в Болгарии много, как у нас Петровых. И он не предвидел, что это кому-то может не понравиться. Но в Центральном Комитете партии народ был бдительный.

Стал Ивановым

Там решили, что его фамилия слишком неблагозвучная и может вызвать много простонародных шуток.

И Григорию предложили взять фамилию Иванов. Его отец был против – мол, фамилия древняя, чуть ли не княжеского рода, как можно. Ему вежливо объяснили, что сын может остаться Какаловым, но тогда от Болгарии полетит другой космонавт.

Но Георгий Какалов-Иванов – не единственный, кого в свое время советские руководители через космическое начальство заставляли менять фамилии.

Поляки подобрали опытного летчика с фамилией Хермашевский.« Не звучит» – решили самодержцы в штатском. И стал польский космонавт в наших газетах с новым первым слогом – Гермашевским. Согласовывали ли это с польским правительством – не известно. Говорят, дожал бедного поляка главный политработник космического ведомства.

Давняя традиция

Неблагозвучной посчитали и фамилию гражданина Монголии. Когда готовился участник от братской страны, дублером Жугдэрдэмидийна Гуррагчаа был космонавт Ганзорик. Настоящее его имя было Ганхуяк.« Хуяк» по-монгольски – панцирь.

В мемуарах Героя Советского Союза, генерала армии Алексея Жадова, чья фамилия изначально была Жидов, есть такой эпизод. Командующий Сталинградским фронтом Константин Рокоссовский передал ему, что Сталин доволен действиями армии:« Однако ему не понравилась ваша фамилия. Он просил передать вам его пожелание изменить ее. К утру доложите свое решение». Выход подсказали сослуживцы. Сохранить фамилию в основе, но сменить букву« и» на букву « а». Так Жидов стал Жадовым. Через несколько дней генералу вручили резолюцию Верховного Главнокомандующего:« Очень хорошо. И. Сталин».

8 апреля 2016 года исполнился год с того дня как Эрик Морель, представитель ЕКА (Европейского космического агентства) и министр экономики Божидар Лукарски подписали соглашение о вступлении Болгарии в ЕКА.

Болгария очень гордится своими космическими достижениями. И действительно, это немало для такой маленькой страны.

Первая болгарская аппаратура полетела в космос 1 декабря 1972 года с космодрома Плесецк. Прибор назывался "П1 " и был предназначен для измерения параметров ионосферной плазмы. В 74-ом на "Интеркосмос 12" полетел болгарский "П2", а в 75-ом соответственно "П3" на "Интеркосмос 14".

В 1979 году произошло самое важное событие в болгарской космонавтике - 10 апреля на борту советского корабля Союз 33 в космос отправился первый болгарский космонавт Георги Иванов. Он провел в космосе 1 день 23 часа и 1 минуту.

Болгарский космонавт Георги Иванов (Какалов)

Многим известна история со сменой фамилии первого болгарского космонавта. Дело в том, что члены политбюро ЦК КПСС решили, что фамилия Какалов будет звучать неблагозвучно и может вызвать неуместные шутки у населения. Таким образом Какалов стал Ивановым по своему отчеству. Правда, говорят, что вернувшись в Болгарию он снова стал Какаловым. Кстати, первый болгарский космонавт родом из Ловеча, дом его родителей стоит как раз в архитектурном заповеднике .

Все 80-е годы Болгария отправляла в космос свое оборудование.

В 1982 году в космосе начали свою работу крупнейшие проекты "Интербол" и космическая оранжерея "Свет" - полностью автоматизированная система для проведения десятилетнего эксперимента с растениями, в котором участвовали международные экипажи с различными видами растительных культур. Благодаря этому был получен уникальный опыт в области гравитационной биологии. Болгары доказали, что невесомость не препятствует полному циклу развития растений: от семян до семян. Таким образом было разработано космическое меню: с овсянкой, несколько видов орешков, набор лиофилизированных (особым образом сушеных) плодов - клубника, яблоки, абрикосы, персики, дыни и другие. Болгарское меню адаптировано для четырехкратного дневного питания - два завтрака, обед и ужин. Эта система дает человеческому организму в среднем 3000 - 3200 ккал.

Болгарский космонавт Александр Александров

В 1988 году на "Союз ТМ-5" к орбитальной станции МИР полетел второй болгарский космонавт Александр Александров (9 дней 20 часов 10 минут).

В 1997 году на станции МИР работала уже вторая болгарская оранжерея "Свет 2".

В 2008 году с индийской миссией "Чандраян-1" болгары отправили на Луну свой прибор "Радом 7".

Вот уже более полувека прошло с начала пилотируемых полетов в космос, первым из которых стал старт Юрия Гагарина на корабле «Восток».

Юрий Гагарин. Особые приметы.

Развязка одной из самых драматичных ситуаций в истории советской космической программы также пришлась на День Космонавтики.

В конце 1970-х годов в СССР был дан старт программе «Интеркосмос», частью которой были совместные полеты с космонавтами других стран социалистического блока. В 1978 году в космосе побывали представители Чехословакии, Польши и ГДР Владимир Ремек , Мирослав Гермашевский и Зигмунд Йен .

В апреле 1979 года пришел черед Болгарии, которую представлял летчик Георгий Иванов , прошедший предварительный отбор в своей стране, а затем программу в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина.

Члены международного экипажа космического корабля «Союз-33» — командир корабля Николай Рукавишников (слева) и космонавт-исследователь НРБ майор Георгий Иванов (справа) Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

К слову, фамилию Иванов будущий космонавт обрел только перед полетом, получив ее вместо собственной, которую сочли неблагозвучной — Какалов.

Полет должен был состояться на корабле «Союз-33», командиром которого был назначен Николай Рукавишников .

«Невезучий» Рукавишников

Рукавишников был уникальным специалистом. Выпускник МИФИ после окончания института был принят на работу в ОКБ Сергея Королева, а в отряд космонавтов включен в 1967 году, во время дополнительного набора гражданских специалистов.

Многие ветераны советской космической программы пишут, что никто не знал «Союзы» так хорошо, как Рукавишников. Он входил в число космонавтов, готовившихся по программе облета Луны и посадке на нее, однако после того, как первыми на спутнике Земли высадились американцы, пилотируемая «лунная программа» СССР была свернута.

Операция «Аполлон». Высаживались ли американские астронавты на Луне?

Рукавишникова перевели в число космонавтов, готовившихся к полету на первую космическую станцию «Салют-1». В апреле 1971 года он вместе с Владимиром Шаталовым и Алексеем Елисеевым совершил полет на «Союзе-10». Корабль состыковался со станцией, однако из-за неполадок перейти на ее борт не смог. В результате экипаж вернулся на Землю.

Члены экипажа космического корабля «Союз-10» (слева направо): инженер-испытатель Николай Рукавишников, командир корабля Владимир Шаталов и бортинженер Алексей Елисеев. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

За Николаем Рукавишниковым стала закрепляться репутация «невезучего» — «лунную программу» закрыли, на «Салюте-1» поработать не удалось. Впрочем, везение — вещь относительная. Экипаж «Союза-11», который все-таки попал на борт станции, погиб при возвращении на Землю...

В декабре 1974 года Рукавишников отправился в космос вместе с Анатолием Филипченко на «Союзе-16». Этот полет не предполагал стыковки с орбитальной станцией и проводился как испытательный в рамках подготовки к советско-американскому проекту «Союз-Аполлон». Полет прошел точно по плану, продлившись чуть менее шести суток.

Экипаж космического корабля «Союз-16» командир, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Анатолий Васильевич Филипченко (слева) и бортинженер, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Николай Николаевич Рукавишников. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

Авария на пути к «Салюту»

В 1979 году Рукавишников стал командиром «Союза-33», причем это был первый случай, когда командиром был назначен гражданский специалист.

Программа совместного советско-болгарского полета не была длительной, но зато Рукавишников должен был наконец оказаться на борту орбитальной станции.

На «Салюте-6» Рукавишникова и Иванова ждала основная экспедиция в составе Владимира Ляхова и Валерия Рюмина . «Союз-33» вез им продукты, воду, посылки от родных и друзей.

«Союз-33» успешно стартовал с Байконура 10 апреля 1979 года. Вывод на орбиту прошел штатно, впереди была стыковка и 8 суток научных экспериментов на «Салюте-6».

Полет шел свои чередом, «Союз-33» после серии маневров вошел в зону радиозахвата станции. Расстояние между кораблем и станцией составляло около 3 километров. При этом сближение с «Салютом-6» проходило с превышением расчетной скорости. Ее необходимо было погасить сообщением кораблю тормозного импульса, согласно сделанным расчетам, длительностью 6 секунд.

Но двигатель сработал нештатно, «Союз-33» дернулся, произошла потеря стабилизации, и автоматика дала команду на отключение двигателя.

Иванов несколько растерялся, поскольку к подобной нештатной ситуации его не готовили, а опытный Рукавишников понял — проблема с двигателем очень серьезная.

Дважды Герой Советского Союза, космонавт Николай Рукавишников (слева) и болгарский космонавт, Герой Советского Союза Георгий Иванов. Члены международного экипажа космического корабля «Союз-33». Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

«Экипажу отдыхать в течение 15 часов»

Когда удалось передать телеметрию на Землю и там проанализировали данные, поступил запрос из ЦУПа не экипажу «Союза-33», а к находившимся на «Салюте-6» Ляхову и Рюмину: «Доложите, куда был направлен факел от камеры сгорания у „Союза“?

«Факел был направлен вбок», — доложил Ляхов.

Рукавишников понял, что произошел редчайший случай в практической космонавтике — прожиг боковой стенки камеры сгорания. Ничего подобного тому, что случилось с «Союзом-33», ранее не происходило не только в космосе, но и на испытаниях.

Корабль остался без основного двигателя, и о стыковке со станцией речь уже не шла. Вопрос стоял о том, останутся ли вообще Рукавишников и Иванов в живых.

Если факел был направлен вбок, то раскаленные газы обязательно должны были попасть на магистрали подачи топлива и электрические кабели управления резервного тормозного двигателя. А отказ резервной тормозной двигательной установки означал бы, что «Союз-33» останется на орбите навечно. Ну, если быть совсем точными, то не навечно, но на такой срок, который исключал выживание экипажа.

Центром управления полетами в это время руководил Алексей Елисеев, напарник Рукавишникова по полету на «Союзе-10». «Решение Центра следующее. Посадка на резервном двигателе. Экипажу отдыхать в течение 15 часов. В случае необходимости срочного спуска с орбиты использовать резервную двигательную установку», — передал он экипажу.

«Гарантированная мгновенная смерть»

Отдых в такой ситуации был весьма условным. Рукавишников и Иванов готовились к посадке, отдавая себе отчет, что ее может и не случиться. А экипаж «Салюта-6» в этот момент мог лишь следить за драмой, происходившей с коллегами, не имея возможности им чем-либо помочь.

Командир «Союза-33» из 15 часов, отведенных на отдых, проспал два. Все остальное время Рукавишников мучительно считал варианты развития событий.

«Если бы „Союз“ надолго остался на орбите, то через несколько дней нам грозила мучительная смерть от удушья, — вспоминал космонавт. — Вот тогда и решил: при наихудшем варианте будем продолжать полет до тех пор, пока сможем нормально дышать. А потом... Я знал, где на корпусе корабля находится клапан перепада давления и как он устроен. Клапан, как известно, срабатывает при спуске, уже в земной атмосфере. Но для меня не представляло труда открыть его и в космосе. Это гарантировало нам почти мгновенную смерть — в течение нескольких десятков секунд» .

Командир корабля в уме рассчитал, как проведет эту операцию, но ничего не сказал Иванову, рассудив, что не стоит волновать товарища подобными вариантами.

Георгий Иванов (слева) и Николай Рукавишников (справа) в одной из учебных аудиторий. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

Командир положился на интуицию

12 апреля 1979 года, в День Космонавтики, ЦУП сообщил окончательное решение: дублирующий двигатель запустить в 18:47. В расчетном режиме он должен был отработать 188 секунд. Если бы он отключился раньше, чем через 90 секунд, то это означало бы, что экипаж останется на орбите. Если двигатель проработает более полутора минут, но менее 188 секунд, Рукавишникову рекомендовали вручную дать команду на повторное включение.

В 18:47 двигатель был включен, и произошел третий вариант — через 188 секунд он продолжал работать. Такое развитие событий тоже не сулило ничего хорошего, поскольку «Союз-33» мог свалиться на спуск по баллистической траектории, чреватой страшными перегрузками, которые космонавты могли просто не пережить.

Казалось бы, командир должен был вручную отключить двигатель через 188 секунд. Но Николай Рукавишников, как уже говорилось, знал «Союзы» как никто другой. Анализируя работу резервного двигателя, он пришел к выводу, что тот дает неполную тягу. А это значит, что импульс может оказаться недостаточным для схода с орбиты. Но и ждать до бесконечности нельзя по изложенным выше причинам.

Командир «Союза-33» дал команду на отключение двигателя через 213 секунд, ориентируясь исключительно на опыт и интуицию. В мире нет других космонавтов и астронавтов, попадавших в аналогичную ситуацию.

Члены международного экипажа космического корабля «Союз-33» — командир корабля Николай Рукавишников (справа) и космонавт-исследователь НРБ майор Георгий Иванов (слева) Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

После отключения двигателя Рукавишникову и Иванову оставалось только ждать. У болгарина была фигурка человечка, привязанная к креслу, которая плавала в невесомости. Если б человечек опустился вниз, это означало бы, что состояние невесомости прекращается, и корабль сходит с орбиты. Если бы человечек не опустился, то... То тогда бы актуальным стал план, о котором Николай Рукавишников не хотел рассказывать Георгию Иванову.

После ожидания, продлившегося, казалось, целую вечность, человечек опустился вниз и повис на веревочке. «Союз-33» шел к Земле!

Они прошли по острию ножа

Спуск действительно пошел по баллистической траектории, с перегрузками до 10 g. Но в той ситуации, в которой оказались Рукавишников и Иванов, это был не самый страшный вариант — к таким нагрузкам они были подготовлены.

На Земле в этот момент судорожно вычисляли место посадки, по некоторым прогнозам спускаемый аппарат должен был приземлиться с отклонением в 600 км. От командира отряда поиска и спасения потребовали срочно перебросить все силы в новый район, однако он, на свой страх и риск, оставил два вертолета в первоначально намеченном районе посадки.

И у командира поисковиков тоже оказалась блестящая интуиция — «Союз-33», словно решив, что приключений с него достаточно, сел в 320 км юго-восточнее Джезказгана, в районе, где обычно и заканчивали свое путешествие советские космические корабли.

Советско-болгарский космический полет вместо 8 суток продлился 1 сутки 23 часа 1 минуту 6 секунд, но счастью тех, кто встречал космонавтов на Земле, не было предела.

Экипаж «Союза-33», без преувеличения, прошел по острию ножа и заглянул в глаза смерти. Поэтому благополучное завершение миссии было большим успехом.

Трижды Героем быть не положено

Рукавишникова и Иванова чествовали и в СССР, и в Болгарии. Первый болгарский космонавт стал Героем Советского Союза и Героем Народной Республики Болгария, а вот Рукавишникову присвоили только звание Героя НРБ.

Объяснялось это существовавшим в советские годы правилом — космонавтам «Золотые Звезды» Героев Советского Союза вручались только за первые два полета, а последующие космические путешествия отмечались только орденами Ленина. Николай Рукавишников уже был дважды Героем Советского Союза, и получалось, что его самый героический и уникальный полет высшим званием страны не мог быть отмечен.

Ни Николая Рукавишникова, ни Георгия Иванова драма с «Союзом-33» не заставила отказаться от желания еще раз побывать в космосе. Однако ни тому, ни другому сделать этого не удалось. Рукавишников готовился к своему четвертому старту, но был отстранен от подготовки из-за болезни. Георгий Иванов участвовал в отборе ко второму советско-болгарскому полету, но не прошел его.

Рукавишников после ухода из отряда космонавтов много лет проработал в НПО «Энергия», возглавлял Федерации космонавтики СССР и России. Он ушел из жизни в 2002 году в возрасте 70 лет.

Георгий Иванов после совершения космического полёта продолжил нести воинскую службу, был инспектором ВВС Болгарии, избирался в Великое народное собрание Республики Болгария. В начале 1990-х принимал участие в создании частной авиакомпании «Эйр София», был ее управляющим директором. Позднее первый болгарский космонавт участвовал в благотворительных проектах, занимался бизнесом и популяризацией гольфа в Болгарии. Сегодня Георгию Иванову 75 лет, он пенсионер и проживает в Софии.

По этому случаю мы откопали 25 удивительных фактов о космонавтике, которых вы, скорее всего, не знали. Кстати, на фото сверху — место приземления Юрия Гагарина в Саратовской области — первый «памятник» космической эры.

1. Отцы современной космонавтики — враг народа и эсэссовец

Вернер фон Браун — немецкий, а с конца 1940-х годов - американский конструктор ракетно-космической техники. В США он считается «отцом» американской космической программы. Он сдался американским войскам в 1945 году в Германии, после чего стал работать на США. В фашисткой Германии был членом национал-соцалистической партии и штурмбаннфюрером СС.

Сергей Королев — советский учёный, конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики.

В 1938 году был арестован по обвинению во вредительстве. По некоторым данным, он был подвергнут пыткам — ему сломали обе челюсти. 27 сентября 1938 года Королёв был приговорен Военной Коллегией Верховного Суда СССР к 10 годам в трудовых лагерях и к 5 годам поражения в правах. В 1940 году срок сократили до 8 лет ИТЛ (Севжелдорлаг), а в 1944 Королева освободили. Отца отечественной космонавтики полностью реабилитировали лишь в 1957 году.

2. Китайскую космонавтику тоже создал «репрессированный»

Отец китайской космонавтики Цянь Сюэсэнь получил высшее образование в США, и вернулся на родину только из-за развернувшейся в американском обществе «охоты на ведьм» и последующей опалы.

3. Космонавты писают на колесо автобуса

У космонавтов есть множество ритуалов, которые нужно совершить для удачного запуска в космос и возвращения на Землю. В частности, нужно обязательно пописать на колесо автобуса, везущего их на стартовую площадку.

Считается, что основоположником традиции был Юрий Гагарин, который попросил остановить машину в казахской степи по дороге на «Байконур». Кстати, женщины-космонавты тоже чтут эту традицию — они берут с собой баночку с мочой, которую выплескивают на колесо.

4. Космонавты смотрят «Белое солнце пустыни»

У советских и российских космонавтов есть еще одна интересная традиция — перед отлётом они смотрят фильм «Белое солнце пустыни». Оказывается, у этой традиции есть логичное обоснование. Именно это кино показывалось космонавтам как эталон операторской работы — на его примере им объясняли, как правильно работать с камерой и строить план.

Другая версия: После гибели трёх космонавтов корабля «Союз-11» экипаж «Союза-12» был сокращён до двух человек. Перед стартом они посмотрели фильм «Белое солнце пустыни», а после удачной миссии говорили, что товарищ Сухов стал незримым третьим членом экипажа и помогал им в трудные минуты. С тех пор просмотр этой ленты стал традицией для всех советских, а затем и российских космонавтов. Кстати, астронавтов из других стран перед пуском с Байконура также заставляют смотреть этот фильм.

5. У Гагарина не развязывался шнурок

Кадры кинохроники запечатлели встречу Юрия Гагарина после первого космического полёта в Москве, а больше всего многим запомнился его развязавшийся шнурок.

На самом деле это был не шнурок, а подтяжка для носков. Раньше носки делали без резинок и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка очень больно била его по ноге. Об этом рассказал сын Никиты Хрущева — Сергей в интервью BBC .

6. Американка ждала полета в космос 22 года

Барбара Морган была отобрана для участия в программе НАСА «Учитель в космосе» в 1985 году, но свой первый космический полёт совершила только в 2007-м.

7. В космосе не храпят

В 2001 году был проведен эксперимент, который показал, что храпящие на Земле, не храпят в космосе.

8. В невесомости слезы остаются в глазах

Если заплакать в космосе, слезы останутся на глазах и лице.

9. Единственный сирийский космонавт примкнул к оппозиции

Первый и единственный сирийский космонавт Мухаммед Ахмед Фарис совершил восьмидневный полет на корабле «Союз» в 1987 году.

4 августа 2012 года Герой Советского Союза бежал в Турцию и присоединился к оппозиции, поддержав «Свободную армию Сирии», ведущую войну против президента Башара Асада. В феврале 2016 года обвинил Россию и Путина в убийстве 2000 мирных граждан Сирии.

Один из его сыновей назван Мир (Mir) в честь советской орбитальной станции.

10. На Луне есть памятник

Единственный памятник на Луне — «Павший астронавт» (Fallen Astronaut). Это алюминиевая скульптура, изображающая астронавта в скафандре, лежащего ничком. Фигурка находится в районе Хэдли - Апеннины на Луне, в месте посадки экипажа космического корабля «Аполлон-15» на юго-восточной окраине Моря Дождей. Установлена 1 августа 1971 года командиром «Аполлона-15» Дэвидом Скоттом.

Рядом с ней воткнута в грунт табличка, увековечивающая имена 8 астронавтов США и 6 космонавтов СССР, к тому времени погибших или умерших. Автор скульптуры - бельгийский художник и гравёр Пол ван Хейдонк. С тех пор и поныне «Павший астронавт» остаётся единственной художественной инсталляцией на Луне.

11. Космонавтам пришлось менять фамилии

Георгий Иванов (Какалов)

Фамилии космонавтов, которые казались советским властям неблагозвучными, изменяли. Первому болгарскому космонавту Георгию Какалову пришлось стать Ивановым, а поляку Хермашевскому - Гермашевским. Дублёр монгольского космонавта Жугдэрдэмидийна Гуррагча изначально носил фамилию Ганхуяг , но по настоянию советской стороны сменил её на Ганзориг.

12. Кое-кто даже в космос жену свозил

Американские астронавты Джен Дэвис и Марк Ли — это единственная пока супружеская пара, вместе летавшая в космос. Они входили в состав экипажа космического корабля Эндевер, совершившего полет в сентябре 1992 г.

13. Люди в космосе вырастают на 5 см

Астронавт NASA Скотт Келли (на фото), вернувшийся в начале марта с МКС на Землю, как выяснилось, за 340 дней, проведенных в космосе, вырос более чем на пять сантиметров.

Но не только Келли, а вообще все люди в невесомости вырастают примерно на три-пять сантиметров. На Земле гравитация давит на позвоночник, но в космосе этого не происходит, и он расправляется на всю длину. Человек а борту МКС, как правило, вырастают на три процента.

14. На соборе XII века есть фигура космонавта

В резьбе кафедрального собора города Саламанка (Испания), построенном в 12 веке, можно обнаружить фигуру космонавта в скафандре. Никакой мистики здесь нет: фигура была добавлена в 1992 году при реставрации одним из мастеров в качестве подписи (он выбрал космонавта как символ 20 века).

15. Жена не пускает мужа в космос

Чарльз Симони стал первым двукратным космическим туристом, слетав на МКС в 2007 и 2009 годах. Недавно он женился, и его брачный контракт, помимо всего прочего, содержит запрет лететь в космос в третий раз.

16. Космонавты учатся ходить в космический туалет на Земле. Потому что это сложно.

Для пользования космическим унитазом на него нужно садиться точно по центру. Правильная техника отрабатывается на специальном макете, имеющем камеру.

17. Вместо Лайки в космос предлагали отправить негритят

В книге корреспондента газеты «Сельская жизнь» В США А. Лауринчюкаса «Третья сторона доллара» рассказана следующая история.

«Собаку Лайку отправили в космос, заранее зная, что она погибнет. После этого в ООН пришло письмо от группы женщин из штата Миссисипи. Они потребовали осудить бесчеловечное отношение к собакам в СССР и выдвинули предложение: если для развития науки необходимо посылать в космос живых существ, в нашем городе для этого есть сколько угодно негритят».

18. В космосе нельзя принять ванну

В космосе невозможно принимать ванну, для гигиены используют влажные губки и салфетки. Проблематично также почистить зубы, пену от зубной пасты приходится просто глотать.

19. Россиянин женился, находясь в космосе

Космонавт Юрий Маленченко незадолго до полёта на МКС в 2003 году сделал предложение американке российского происхождения Екатерине Дмитриевой , мать которой работала в НАСА.

Находясь на станции, он получил уведомление из Центра управления полётами, что его миссия продлевается на несколько месяцев. Молодожёны решили не дожидаться возвращения жениха и устроили свадьбу, глядя друг на друга через мониторы. В Роскосмосе такой поступок не одобрили, так как имеющий доступ к гостайне Маленченко должен был получить разрешение на брак с гражданкой другого государства в установленном порядке на земле, однако впоследствии он ещё не раз участвовал в космических экспедициях.

20. Обратный отсчет придумали киношники

Обратный отсчёт, который неизменно сопровождает запуск космических ракет, был придуман не учёными и не космонавтами, а кинематографистами. Впервые обратный отсчёт был показан в немецком фильме «Женщина на луне» 1929 года для нагнетания напряжения. Впоследствии при запуске настоящих ракет конструкторы просто переняли этот приём.

21. Названия размеров для космических писсуаров пришлось поменять

Американские астронавты на космических кораблях серии Аполлон справляли малую нужду в контейнеры, надевающиеся наподобие презервативов. Эти изделия были спроектированы разных размеров, изначально названных «маленький», «средний» и «большой». Однако после того, как астронавты независимо от своей анатомии выбирали только большой размер, маркировка была изменена на «большой», «гигантский» и «невероятный».

22. На МКС есть колокол

На Международной космической станции есть колокол. В него бьют каждый раз, когда происходит смена командира.

24. Первый бельгийский астронавт получил дворянский титул

Свой единственный полёт в космос 51-летний Дирк Фримаут совершил 24 марта - 2 апреля 1992 года на борту шаттла «Атлантис» (STS-45) в качестве одного из двух специалистов по полезной нагрузке. После выполнения космического полёта Фримауту был пожалован титул виконта.

24. Портреты Гагарина и Королева на МКС заменили иконами

Портреты пионеров советской космонавтики были размещены на стенах первой советской космической станции «Мир», а затем и на МКС.

А после этого портреты Гагарина и Королёва убрали. Не хватило места для икон.

25. Самый дорогой дефис в истории обошелся в $135 млн

В 1962 году американцы запустили первый космический аппарат для изучения Венеры Маринер-1, потерпевший аварию через несколько минут после старта. Сначала на аппарате отказала антенна, которая получала сигнал от наводящей системы с Земли, после чего управление взял на себя бортовой компьютер.

Он тоже не смог исправить отклонение от курса, так как загруженная в него программа содержала единственную ошибку - при переносе инструкций в код для перфокарт в одном из уравнений была пропущена чёрточка над буквой, отсутствие которой коренным образом поменяло математический смысл уравнения. Журналисты вскоре окрестили эту чёрточку «самым дорогим дефисом в истории» (в пересчёте на сегодняшний день стоимость утерянного аппарата составляет $135 млн).

Рассказать друзьям