Подходящая работа. Какая работа для безработных признается подходящей? Что значит подходящая работа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), за исключением оплачиваемых общественных работ, а также состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - трудовое законодательство), считается подходящей для граждан:

  • впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации; уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
  • отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания установленного периода выплаты пособия по безработице;
  • состоящих на учете в органах службы занятости более 12 месяцев, а также более трех лет не работавших;

обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

  • она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
  • условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы). Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

В статье 4 Закона о занятости населения дается определение подходящей и неподходящей работы. В соответствии со статьей 4 подходящая работа должна соответствовать профессиональной пригодности работника, состоянию его здоровья, транспортной доступности рабочего места и условиям последнего места работы. На основании статьи 4 работа считается неподходящей, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина, условия труда не соответствуют нормам, а зарплата – меньше среднего по сравнению с заработком по последнему месту работы.

  • Понятие, предмет, метод и система трудового права
    • Понятие права на труд в его историческом развитии
    • Регулирование труда на различных этапах общественного развития
      • Регулирование труда на различных этапах общественного развития - страница 2
      • Регулирование труда на различных этапах общественного развития - страница 3
    • Понятие трудового права как отрасли права
    • Предмет трудового права
    • Метод трудового права
    • Система отрасли трудового права
    • Сфера действия норм трудового права
    • Юридически значимые обстоятельства в трудовом праве
    • Соотношение трудового права с другими смежными отраслями
    • Предмет, методы и система науки трудового права
    • Цели и задачи трудового законодательства
    • Функции трудового права
  • Источники трудового права
    • Понятие источников трудового права и их особенности
    • Классификация источников трудового права
    • Единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений
    • Факторы дифференциации
    • Федеральное, региональное, местное и локальное регулирование отношений в сфере труда
    • Конституция Российской Федерации в системе источников трудового права
      • Конституция Российской Федерации в системе источников трудового права - страница 2
    • Международно-правовое регулирование труда
      • Международно-правовое регулирование труда - страница 2
    • Федеральные законы и подзаконные акты в системе источников трудового права
      • Федеральные законы и подзаконные акты в системе источников трудового права - страница 2
    • Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации в системе источников трудового права
      • Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации в системе источников трудового права - страница 2
    • Роль Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в регулировании трудовых отношений
      • Роль Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в регулировании трудовых отношений - страница 2
    • Нормативные правовые акты органов местного самоуправления
    • Соглашения, коллективные договоры, иные локальные акты организации как источники трудового права
  • Принципы трудового права
    • Понятие правовых принципов и их виды
    • Отраслевые принципы трудового права
      • Отраслевые принципы трудового права - страница 2
      • Отраслевые принципы трудового права - страница 3
      • Отраслевые принципы трудового права - страница 4
    • Принципы институтов трудового права
      • Принципы институтов трудового права - страница 2
    • Соотношение общих, межотраслевых, отраслевых и внутриотраслевых принципов
    • Реализация принципов трудового права через права и обязанности субъектов
  • Субъекты трудового права
    • Понятие субъектов трудового права
    • Классификация субъектов трудового права
    • Правовой статус субъектов трудового права
    • Граждане как субъекты трудового права
      • Граждане как субъекты трудового права - страница 2
    • Работодатели как субъекты трудового права
      • Работодатели как субъекты трудового права - страница 2
    • Представители работников как субъекты трудового права
    • Представители работодателей как субъекты трудового права
    • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
    • Органы государственной власти и местного самоуправления как субъекты трудового права
    • Юрисдикционные органы как субъекты трудового права
  • Права профсоюзов в сфере труда
    • Понятие профсоюзов, право на объединения в профсоюзы
    • Защита трудовых прав работников профсоюзами
      • Защита трудовых прав работников профсоюзами - страница 2
    • Основные права профсоюзов, их классификация
      • Основные права профсоюзов, их классификация - страница 2
      • Основные права профсоюзов, их классификация - страница 3
    • Гарантии осуществления профсоюзных прав
      • Гарантии осуществления профсоюзных прав - страница 2
  • Трудовые отношения
    • Система отношений в трудовом праве
    • Понятие, содержание и субъекты трудового отношения
      • Понятие, содержание и субъекты трудового отношения - страница 2
      • Понятие, содержание и субъекты трудового отношения - страница 3
    • Отличие трудового отношения от других отношений, возникающих при использовании труда
    • Общая характеристика отношений по трудоустройству
    • Отношения по организации труда и управлению трудом
    • Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации
    • Отношения по ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений
    • Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства
    • Отношения по материальной ответственности работников и работодателей
    • Отношения по обязательному социальному страхованию работников
    • Отношения по надзору за соблюдением трудового законодательства
    • Отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров
    • Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров
    • Отношения по самозащите трудовых прав
  • Коллективные договоры и соглашения
    • Сфера действия законодательства о коллективных договорах и соглашениях
    • Принципы заключения и разработки коллективных договоров и соглашений
      • Принципы заключения и разработки коллективных договоров и соглашений - страница 2
    • Оформление полномочий при ведении коллективных переговоров
      • Оформление полномочий при ведении коллективных переговоров - страница 2
      • Оформление полномочий при ведении коллективных переговоров - страница 3
    • Понятие коллективного договора, его стороны и субъекты-исполнители
      • Понятие коллективного договора, его стороны и субъекты-исполнители - страница 2
    • Порядок заключения и сроки действия коллективного договора
    • Структура и содержание коллективного договора
    • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности
      • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности - страница 2
      • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности - страница 3
      • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности - страница 4
    • Структура и содержание соглашений
    • Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений
      • Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений - страница 2
    • Соотношение законодательства с положениями коллективных договоров и соглашений
      • Соотношение законодательства с положениями коллективных договоров и соглашений - страница 2
    • Ответственность за нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях
  • Занятость и трудоустройство
    • Общая характеристика законодательства о занятости населения
    • Понятие занятости и занятых граждан
      • Понятие занятости и занятых граждан - страница 2
    • Понятие безработного гражданина
      • Понятие безработного гражданина - страница 2
    • Правовой статус безработного гражданина
    • Понятие подходящей работы
    • Порядок и сроки выплаты пособий по безработице
      • Порядок и сроки выплаты пособий по безработице - страница 2
    • Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан
    • Права и обязанности органов службы занятости в сфере труда
    • Содействие занятости граждан, нуждающихся в особой социальной защите
    • Понятие общественных работ
    • Понятие массового увольнения и его правовые последствия

Понятие подходящей работы

В п. 1 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" дано понятие подходящей работы. Подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности.

В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" подходящей не может считаться работа, если:

  1. она связана с переменой места жительства без согласия гражданина
  2. условия труда не соответствуют нормам и правилам по охране труда
  3. предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, за исключением случаев, когда средний месячный заработок гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации

Сказанное позволяет выделить следующие обстоятельства, доказанность которых позволяет признать подходящей предлагаемую гражданину работу. Во-первых, таким обстоятельством является предоставление гражданину работы, которая соответствует профессиональной пригодности гражданина с учетом уровня его профессиональной подготовки.

То есть при предоставлении работы гражданину должны быть учтены имеющаяся у него профессия, а также навыки работы по этой профессии. При предоставлении подходящей работы учитываются и профессиональные навыки гражданина, полученные по последнему месту работы.

Во-вторых, предлагаемая работа должна соответствовать условиям последнего места работы. В связи с этим при предложении подходящей работы должны быть учтены профессия, должность, специальность по последнему месту работы, размер получаемой заработной платы в сумме, не превышающей прожиточный минимум на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Из данного правила сделано исключение для выполнения общественных работ, к которым граждане могут привлекаться и без учета условий последнего места работы. В-третьих, обстоятельством, характеризующим правовое понятие подходящей работы, является соответствие состояния здоровья гражданина предлагаемым условиям для будущей трудовой деятельности.

Не может считаться подходящей работа, которая противопоказана гражданину по состоянию здоровья. В-четвертых, обстоятельством, входящим в правовое понятие подходящей работы, является транспортная доступность предлагаемого гражданину рабочего места. Рабочее место, которое предлагается гражданину в качестве подходящей работы, должно находиться в том же населенном пункте.

Предоставление работы в другом населенном пункте связано с переменой места жительства. Поэтому предоставление работы в другом населенном пункте может быть признано подходящей работой исключительно с согласия гражданина. Такое согласие должно быть выражено в простой письменной форме. В пределах населенного пункта максимальную удаленность подходящей работы от места жительства гражданина определяет соответствующий орган местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

При превышении установленных органом местного самоуправления нормативов удаленности предлагаемой работы от места жительства гражданина такая работа не может быть признана подходящей. В-пятых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие "подходящая работа", является соответствие условий труда по предлагаемой гражданину работе действующим требованиям по охране труда.

Доказанность перечисленных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что предлагаемая гражданину работа является для него подходящей. При возникновении спора между гражданином и органом службы занятости по поводу предлагаемой гражданину работы обязанность доказать перечисленные обстоятельства лежит на представителях соответствующего органа службы занятости.

Из рассмотренных правил признания работы подходящей сделано исключение. В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям действующего законодательства, является подходящей для следующих граждан:

1) впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), уволенных более одного раза в течение одного года, предшествующего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и иные виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

2) отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности); получить смежную профессию или пройти переобучение после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;

3) состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

4) обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. Однако и предлагаемая перечисленным гражданам работа должна соответствовать требованиям действующего трудового законодательства, а также их состоянию здоровья.

Предлагаемая им работа не может быть признана подходящей, если она противопоказана по состоянию здоровья. Предлагаемая перечисленным гражданам работа для ее признания подходящей должна соответствовать установленным требованиям транспортной доступности.

Однако при предоставлении перечисленным гражданам подходящей работы не учитываются их профессиональные навыки, а также условия последнего места работы. С очевидностью возникает вопрос о соответствии перечисленных ограничений прав граждан требованиям ст. 19, 55 Конституции РФ, решение которого относится к подведомственности Конституционного Суда РФ.

Согласно закону «О занятости населения в Российской Федерации» при решении органами службы занятости вопроса о присвоении гражданину статуса безработного одним из важнейших условий является невозможность подбора для него подходящей работы.

Дело в том, что правительства многих стран с рыночной экономикой стараются выработать различные подходы к смягчению социальных последствий безработицы. Один из таких методов - дифференцированный подход при трудоустройстве безработных, назначении пособий по безработице различным группам людей. Безработный вправе без ущерба для себя отказаться от предложенной ему так называемой неподходящей (для него) работы, но не должен без негативных последствий отказываться от предложенной ему подходящей (для него) работы.

Таким образом, он на определенный срок сохраняет себя в своей профессиональной, а значит, и в социальной группе, оставаясь на определенном месте в социальной иерархии общества. Это позволяет безработному чувствовать себя более уверенно как в материальном, так и в моральном плане. Что же касается государства, то оно сохраняет сложившуюся социальную структуру общества, препятствуя тем самым ее деградации - изменению в сторону роста количества людей, относящихся к так называемым низам общества, всегда недовольным условиями своей жизни в рамках существующего государственного строя.

В международное право юридический термин «подходящая работа» впервые был введен Конвенцией Международной организации труда (МОТ) «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельствам». Авторы этой Конвенции исходили из того, что применение термина «подходящая работа» является ключевым в системе оказания помощи безработным как при поиске для них работы, так и при выплате пособия по безработице. Для того чтобы иметь основание на получение пособия, безработные граждане должны оказаться в положении, в котором невозможно подыскать подходящую работу.

Термин «подходящая работа» имеет важное значение и для работодателей: чем больше профессионально-квалификационный уровень нанимаемых безработных отвечает профилю и потребностям предприятия, тем меньше дорогостоящая для работодателей текучесть кадров. Даже если требование о «подходящей работе» может в некоторых случаях привести к продлению срока выплаты пособий в рамках установленного максимального периода, оно себя оправдывает. При этом некоторое увеличение времени поиска работы будет не столько мешать, сколько способствовать более тщательному отбору вариантов имеющихся вакансий и подбору более подходящей гражданам работы, а в дальнейшем будет способствовать снижению текучести кадров.


Конвенция МОТ.№ 44 указывает на возможные критерии подходящей работы:

Þ владение профессии, навыков, способностей, образования, профессионального опыта;

Þ местонахождение предлагаемой работы, учет времени, затрачиваемого на проезд к месту работы и необходимость смены местожительства;

Þ вознаграждение за работу, условия труда;

Þ непричастность к трудовым конфликтам и др.

Однако, в силу социально-экономических различий стран критерии лежащие в основе определения «подходящей работы» также различаются: где-то они «размыты» и могут трактоваться не однозначно и не всегда в пользу безработного; где-то они чрезмерно конкретизированы, пытаясь предусмотреть все возможные ситуации.

В соответствие со статьей 4 закона «О занятости населения в Российской Федерации» подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует:

Ö профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки;

Ö условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ);

Ö состоянию здоровья;

Ö транспортной доступности рабочего места.

Остановимся более подробно на каждом из указанных условий.

Профессиональная пригодность работника определяется, прежде всего, уровнем профессиональной подготовки и опытом работы. Основные пути профессиональной подготовки -обучение в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования, а также профподготовка на производстве или краткосрочных курсах. Профессиональное образование должно быть подтверждено соответствующим дипломом (свидетельством) образовательного учреждения. Сведения о квалификационных разрядах по рабочим профессиям записываются в трудовую книжку. В случае, если гражданин длительный срок не работал в соответствии с имеющимся профессиональным образованием, может быть целесообразно восстановление его квалификации.

При наличии у гражданина высшего и среднего профессионального образования подбор подходящей работы может проводиться по обеим профессиям, с учетом опыта работы как по одной, так и по другой профессии. В целях более точного определения профессиональной пригодности граждан при направлении их на должности служащих целесообразно пользоваться квалификационными характеристиками, содержащимися в тарифно-квалификационных справочниках. Если гражданин имеет несколько рабочих профессий, поиск работы ведется по каждой из них. При отсутствии вакансий, соответствующих профессиональному образованию, с согласия гражданина предлагаются другие варианты работы.

К сожалению, в статье 4 нет четкого разъяснения относительно «условий последнего места работы», однако, ряд правоведов относит к ним оплату труда по последнему месту работы: предлагаемая Службой занятости работа не может считаться подходящей, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (См. Жданова И., Привалов В., Филатова Л. Подходящая и неподходящая работа//Пресс-аналитик. Информационно-аналитический бюллетень/Мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда С.-Петербурга. – СПб., 2000. № 1-2).

Средний заработок по последнему месту работы включает в себя, в общем случае, фиксированную часть (например, оклад по штатному расписанию), и, кроме того, надбавки, премии и другие выплаты. Указываемый же в заявке работодателя предлагаемый заработок зачастую включает в себя только фиксированную часть, что не всегда отражает величину фактического заработка, который будет получать претендент на вакантное место и, в ряде случаев, может привести к отнесению подходящей работы к категории неподходящей. Наряду с этим необходимость однозначного учета, без всяких исключений, именно среднего заработка зачастую делает невозможным подбор подходящей работы для граждан - инвалидов, имеющих высокий средний заработок до установления инвалидности.

При подборе подходящей работы следует учитывать, что для граждан, принимавших участие в оплачиваемых общественных работах в период нахождения их на учете в органах службы занятости в качестве безработных, полученные за выполненные работы денежные суммы не считаются заработком по последнему месту работы.

Гражданам, у которых средний заработок превышал величину прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, может быть предложена работа с заработной платой, равной прожиточному минимуму.

Состояние здоровья. Если у гражданина имеются ограничения к различным видам работ по состоянию здоровья, то подбор подходящей работы производится с учетом заключения КЭК поликлиники. Для инвалидов подходящей считается только та работа, которая соответствует рекомендациям, указанным в справке МСЭ и в индивидуальной программе реабилитации инвалида.

Транспортная доступность рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Кроме того, оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде, считается подходящей для граждан:

¨ Впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности). Подбор подходящей работы для указанной категории граждан ведется с учетом состояния здоровья и транспортной доступности рабочего места.

¨ Отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы, уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, о также направленные органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действие;

¨ состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

¨ обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Законодательством также оговариваются те ситуации, при которых работа не может считаться для гражданина подходящей. Таковой не будет работа, если:

¨ она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

¨ условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

¨ предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже прожиточного минимума исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

1. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

(см. текст в предыдущей)

2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — трудовое законодательство), считается подходящей для граждан:

(в ред. Федеральных законов от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 10.01.2003

(см. текст в предыдущей

впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации; уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 , от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 02.07.2013)

(см. текст в предыдущей)

отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

(в ред. Федерального от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее — прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

(в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 175-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

В предыдущем разделе мы написали, что вас могут лишить статуса безработного если вы дважды откажетесь от подходящей работы. Разберемся, что закон считает подходящей работой. Итак, подходящей считается работа, которая «соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места» («Закон о занятости населения в РФ» ст. 4 ч. 1). То бишь человеку с дипломом юриста не могут предложить работу программиста, а слесарю – работу водителя. Вернее, предложить-то вам их могут, но вы не обязаны соглашаться. Состояние здоровья и транспортная доступность – вещи более субъективные, но и тут стойте на своем и не соглашайтесь на варианты, которые совершенно вам не подходят.

Для некоторых людей подходящей считается любая оплачиваемая работа. К таковым относятся те, кто впервые ищет работу (не имея при этом специальности),

те, кого уволили больше одного раза в течение 1 года;

те, кого уволили за нарушение трудовой дисциплины;

те, кто прекратил быть индивидуальным предпринимателем;

те, кто не работал более 1 года;

те, кто отказался повысить квалификацию или пройти переподготовку;

состоящих на учете в службе занятости более 18 месяцев и ряд других категорий («Закон о занятости населения» ст.

Подходящая и неподходящая работа для безработного

Работа не будет считаться подходящей, если предлагаемый на ней заработок ниже вашего среднего заработка за последние три месяца на последней работе. Правда, это касается лишь тех, чей заработок был ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в вашем регионе. Если же он был выше, то неподходящей будет лишь та работа, где предлагают заработок ниже прожиточного минимума. Данные о величине прожиточного минимума можно посмотреть на сайте Госкомстата gks.ru.

Во-первых, она наполняет конкретным содержанием общую конституционную формулировку о свободе выбора рода занятий и профессий, закрепляя критерии занятости, в отношении которых необходим учет индивидуальных особенностей и требований работника.

В-третьих, она переводит абстрактную возможность трудиться в избранной сфере деятельности и по избранной профессии в конкретное правомочие безработного на содействие в получении работы определенного качества и на материальное обеспечение на период поиска такой работы.

Критерии, учитываемые при определении подходящей работы, установлены и Конвенцией МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы», принятой 21 июня 1988 года.

В соответствии со ст. 4 Закона о занятости подходящей считается работа постоянного или временного характера, соответствующая профессиональной пригодности работника, условиям последнего места его работы, состоянию здоровья; находящаяся в пределах транспортной доступности рабочего места, не связанная с переменой места жительства без согласия гражданина; с условиями труда, соответствующими правилам и нормам по охране труда, с заработком не ниже среднего заработка работника, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Кроме граждан, среднемесячный заработок которых превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке. В этом случае предлагаемый заработок не должен быть ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке.

Одной из основных характеристик подходящей работы, как видно из содержания приведенной нормы, является ее соответствие профессиональной пригодности работника, его профессии (специальности), квалификации.

Какая работа считается подходящей?

Поэтому при выборе подходящей работы, на которую может претендовать безработный и которую может предложить ему орган службы занятости, в первую очередь обращается внимание на наличие у работника профессиональных и квалификационных качеств.

При отсутствии работы, соответствующей профессиональной пригодности безработного, он вправе в течение всего первоначального периода безработицы ожидать соответствующей вакансии, реализуя право на пособие по безработице.

Вместе с тем безработный может дать согласие и на предоставление ему работы, несходной по характеру и выполняемым функциям с прежней работой, или работы по более низкой квалификации, а также на участие в общественных работах, переподготовку или повышение квалификации.

Устанавливая определенные гарантии содействия в поиске подходящей работы со стороны органов службы занятости, Закон также направлен и на активный поиск самим безработным удовлетворяющей его работы, на материальную и моральную заинтересованность работника в быстром приобретении нового места работы и на конструктивное сотрудничество с органами службы занятости.

Для некоторых категорий граждан Законом о занятости предусматривается, что подходящей работой может быть любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных или иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства.

К числу таких граждан относятся:

  • граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности);
  • уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
  • отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  • состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавшие;
  • обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ (п. 3 ст. 4 Закона).

Подбор работы таким гражданам требует их предварительной трудовой адаптации, и поэтому для них признается подходящей любая оплачиваемая работа, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что граждане, уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, а также прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность, не утрачивают своих профессиональных навыков. У них сохраняется прежняя профессиональная подготовка. Причины, по которым они стали безработными, никак не влияют на уровень их профессиональной подготовки, поэтому представляется, что для таких граждан подходящей должна признаваться работа, соответствующая их профессиональной пригодности с учетом уровня профессиональной подготовки.

Тем же, кто стремится возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, состоит на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работал, т.е. тем, кто утратил мотивацию и навыки к трудовой деятельности, целесообразно прежде всего предложить восстановить (повысить) квалификацию или получить смежную специальность и только в случае отказа — предлагать работу, не требующую предварительной подготовки. Иначе говоря, подходящей работой для этой категории граждан должна считаться любая, в том числе неквалифицированная работа при условии, что им предлагалось восстановить (повысить) квалификацию, получить смежную специальность, но они отказались.

Важным критерием подходящей работы является ее соответствие состоянию здоровья потенциального работника. При подборе подходящей работы с учетом состояния здоровья принимается во внимание возраст гражданина, его физические особенности, наличие хронического заболевания, а также предрасположенность к определенным видам заболеваний. Для того чтобы состояние здоровья гражданина было учтено органами службы занятости при подборе подходящей работы, необходимы соответствующие медицинские документы. Однако представление таких документов по Закону о занятости не требуется. Исключение составляют лишь лица, признанные инвалидами. Они должны представлять индивидуальную программу реабилитации инвалида, содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (п. 2 ст. 3 Закона о занятости). Таким образом, граждане, не относящиеся к категории инвалидов, но имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, не представившие соответствующие документы, не могут требовать учета состояния здоровья при предложении им подходящей работы.

Еще одним важным критерием подходящей работы является учет условий последнего места работы. Как правило, в первую очередь сюда включаются условия охраны и оплаты труда. В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона о занятости подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы гражданина. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

В соответствии с Законом о занятости не считается подходящей работа , если условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда. Описание характеристик условий труда имеет особое значение при работе в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях. Потенциальный работник должен заранее знать, выполняются ли работодателем возложенные на него обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, перечень которых содержится в ст. 212 Трудового кодекса РФ. Иные условия труда (работа в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях, наличие компенсаций и льгот за работу в таких условиях), которые Трудовым кодексом РФ отнесены к разряду существенных (ст. 57 ТК РФ), при определении подходящей работы во внимание не принимаются. В связи с этим неправомерным будет считаться отказ безработного от работы во вредных условиях труда, если ему такая работа не противопоказана по состоянию здоровья, или от работы с частыми и продолжительными командировками, многосменной работы и т.п.

При определении подходящей работы используется также представляющий жизненно важный интерес для потенциального работника критерий максимальной удаленности предлагаемой работы от места жительства безработного. Статьей 4 Закона о занятости предусмотрено, что смена постоянного места жительства возможна только с согласия безработного. Кроме того, новое место работы должно находиться в пределах транспортной доступности. В соответствии с Законом о занятости максимальную удаленность подходящей работы от места жительства безработного предписано определять органам службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности с учетом нормативных актов по данному вопросу органов местного самоуправления.

Закон о занятости не обязывает органы службы занятости при подборе подходящей работы учитывать особенности личного, в том числе семейного положения безработного, однако на практике органы службы занятости учитывают пожелания безработных граждан, а также в определенной степени принимают во внимание соответствие предлагаемой работы особенностям личного и, прежде всего, семейного положения граждан.

Подходящая работа

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде, считается подходящей для граждан:

— впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности);

— уволенных более одного раза в течение года, предшествующего безработице, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, указанные в законодательстве;

— ранее занимавшихся трудовой деятельностью и стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;

— направленных органами занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, отказавшихся повысить (или восстановить) квалификацию по имеющейся специальности, получить смежную профессию или пройти переподготовку после первоначального (12-месячного) периода безработицы;

— состоящих на учете в органах занятости более полутора лет, а также более 3 лет не работавших;

— обратившихся в органы занятости после окончания сезонных работ.

Не считается подходящей работа:

— если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

— если условия труда по предлагаемой работе не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

— если предлагаемый заработок ниже среднего заработка обратившегося по последнему месту работы. При этом максимальный предел среднего заработка ограничен величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации.

⇐ Предыдущая31323334353637383940Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 121 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Поскольку приобретение и сохранение статуса безработного связано с такими понятиями, как подходящая и неподходящая работа, остановимся на них подробнее.

В соответствии со ст.4 Закона «О занятости населения в РФ» подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Транспортная доступность - это максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного, которая определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа (включая работу временного характера и общественные работы), требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде, считается подходящей для граждан:

  • * впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
  • * отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
  • * состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
  • * обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. Подходящей не может считаться работа, если:
  • * она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
  • * условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
  • * предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины указанного прожиточного минимума.
  • 3) Права и обязанности безработного

Помимо определения понятия, правовой статус безработного включает в себя его права и обязанности, ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовать предоставленные права.

Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы: правомочия, направленные на реализацию права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, и правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.

Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:

  • * право на содействие в поиске подходящей работы (ст.4 Закона о занятости);
  • * право на выбор места работы (ст.8 Закона о занятости), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст.10 Закона о занятости);
  • * право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст.9, 23 Закона о занятости);
  • * право участвовать в общественных оплачиваемых работах (ст.24 Закона о занятости);
  • * право на получение содействия в организации собственного дела.

Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:

  • * пособие по безработице (ст.30-35 Закона о занятости);
  • * стипендия на период обучения по направлению службы занятости (ст.29 Закона о занятости);
  • * материальная помощь безработным и членам их семей (ст.36 Закона о занятости);
  • * организация отдыха и лечения детей безработных граждан;
  • * возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости (абз. 5 п.1 ст.28 Закона о занятости);
  • * оплата стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность (п.8 ст.29 Закона о занятости). Важной социальной гарантией служит также льготный порядок исчисления трудового стажа. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой и страховой стаж.

Что касается обязанностей безработного, то в общем виде их можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность.

Обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин должен сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если же безработный поступил недобросовестно и получал пособие обманным путем, то выплата пособия по безработице может быть прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного. Те же последствия может повлечь за собой и несообщение безработным в службу занятости сведений о своем трудоустройстве (пусть даже временном или на условиях неполного рабочего времени).

Требование дисциплинированности заложено в основе взаимодействия органа службы занятости и безработного: он должен регулярно, не реже двух раз месяц проходить перерегистрацию в органах службы занятости; заранее сообщать о длительном (более одного месяца) отсутствии по месту регистрации в качестве безработного; явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; безработный или соглашается выполнять предложенную подходящую работу, или посещает занятия и успешно проходит курс обучения по направлению органов службы занятости.

Кроме того, безработный обязан являться в органы службы занятости в трезвом виде, так как явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения влечет за собой соответствующие санкции со стороны органа службы занятости.

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), уголовно-правовыми (привлечение к ответственности по ст.159 УК РФ за мошенничество), так и специфическими, присущими только данным правоотношениям. К числу таких специфических мер относятся: приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания - лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.

Рассказать друзьям