Категория «выбор» в психологии: теоретическое исследование. Психология выбора Почему умение совершать выбор так важно

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Чтобы принятые нами решения приносили нам пользу и радость важно, чтобы их принятию предшествовало понимание, чего я хочу, что для меня действительно важно, каковы мои цели. Здесь хорошо потрудиться над осознанием своих координат: куда, с чем и с кем я двинусь далее по дороге под названием жизнь, при этом не позволяя себе руководствоваться привычным и безопасным или скатиться в лень или самоедство.

Какое решение будет верным? Хороший ответ дает притча. Однажды собрались боги и создали человека. И встал перед ними серьезный вопрос: куда от него спрятать истину?

Давайте спрячем ее на дне океана!

Нет-нет! Давайте спрячем ее на обратной стороне Луны. Не скоро он сможет туда добраться!

Гм! А не спрятать ли нам ее на краю Вселенной?!

И тогда самый мудрый из Богов сказал: «Мы спрячем истину в сердцах людей. И я уверен, они в поисках ее опустятся на дно океана. Они будут искать ее на другой стороне Луны и по всей Вселенной, даже не подозревая, как она близка».

Мы бы со своей стороны добавили, что люди любят искать истину в своей голове. Но в голове нет ничего, кроме инструмента под названием интеллект. Истина у каждого своя, так как она производна от ценностей. А ценности индивидуальны для каждого человека и рождаются они не в голове, а в сердце. Ум же, если им пользоваться не по назначению, лишь запутывает и усложняет, так как его работа анализировать, а значит делить, расщеплять, создавать раскол в душе и переживание противоречивости. Он все делит на черное и белое, хорошее и плохое, тем самым, давая оценки, приклеивая ярлыки. Социальные нормы и правила тоже от ума. Они являются подходящим инструментом для того, чтобы быть как все, но не для того, чтобы обрести свой путь.

Карлос Кастанеда говорил: «Все пути бессмысленны, абсолютно все! Но есть единственный путь – путь сердца. Он такой же бессмысленный. Как все остальные, но по нему идешь с радостью!» Идти чужим путем, значит обрекать себя на взлеты и падения. Путь сердца тоже не лишен взлетов и падений, но падения здесь намного выше взлетов первого варианта. Однако наше сердце, поющее песню истинного «хочу» нередко молчит… Его голос заглушен сильным и властным интеллектом, чужими «обязан», «должен». Мы забываем, что в нашем думании почти не осталось нас. Но даже в такой плачевной ситуации наше истинное «Я» продолжает настойчиво напоминать о себе. Но напоминание это уже не на языке желаний, наполняющих нас светлой радостью, а на «иностранном» языке депрессии, апатии, лени.

Важно найти, «вспомнить» свой путь, путь своего сердца и поставить личностно важные цели.

Мы нередко отказываются от своих желаний или даже от желания хотеть что-то. Это позволяет избежать выбора, утверждая, что мы еще не знаем, чего хотим. Принимая решения, мы говорим «я должен» вместо «я хочу». Но мы не сможем принять эффективное решение до тех пор, пока не осознаем этого и не сделаем выбор, основанный на своем желании.

Человеческий мозг подобен дискете, где имеется много свободного места. Загрузить ее ненужными файлами означает снизить скорость работы мозга и сократить пространство для загрузки полезной информации. Если наш мозг перегружен долженствованиями, невоплощенными в жизни решениями, над которыми мы постоянно размышляем, то не остается ни времени, ни сил для конструктивных выборов.

До тех пор, пока человек находится в нерешительности, он упускает свои возможности. Нерешительность связана с желанием просчитать последствия своего выбора, узнать какие проблемы несет выбранный путь. Здесь важно понимать, что по какой дороге вы бы не пошли, в любом случае вы столкнетесь с непредвиденными проблемами.

Делая выбор, человек берет на себя мужество быть самим собой и открыть в себе способности, о которых он не знал. А жизнь требует от нас мужества действовать, не будучи до конца уверенным. Колебаться же человека заставляет страх. Однако из-за привычки отодвигать принятие решения, наше беспокойство и нервное напряжение продолжает расти.

Важно захотеть сделать свою жизнь лучше и преодолеть покорность, а значит сделать выбор в пользу той дороги, по которой вы хотите идти, а затем сказать себе: «Я хочу справиться со всеми проблемами, возникающими на этом пути. И я буду их решать. Это даст мне возможность делать то, что я хочу, а не решать проблемы, возникающие на том пути, который я выбрал в надежде на то, что на нем их будет меньше всего».

Существует целый ряд факторов, мешающих принимать эффективные решения. Среди них следующие: страхи, стыд, злость или обиды на окружающих, гордость (из-за чего показываем людям, которые нам нужны, что не нуждаемся в них), установка на самоутверждение (заставляющая играть в игры, опираться в решениях лишь на интеллект, в ущерб чувствам, а именно последние сигнализируют о собственных желаниях), убежденность в нехватке времени, беспокойство из-за того, что подумают о нас окружающие, преувеличенное желание контролировать ситуацию (бывает, нам важно показать, что ничто не может повлиять на нас, что мы хозяева положения), нехватка денег и отсутствие готовности зарабатывать в достаточном количестве, промедление, откладывание в долгий ящик.

Принимая решение важно уметь определять «первичность» или «первопричинность» цели, которая не всегда легко осознается, или отделять цели от средств. Например, мужчина хочет добиться властного поста или заработать много денег, а на самом деле ему нужна безопасность. Женщина принимает решение вступить в брак, а причина -желание преодолеть беспомощность, связанную с неуспехом в построении карьеры. Исследование выбранных целей показывает, что истинные цели лежат глубже.

Для того, чтобы решение принесло нам пользу и было достигнуто необходимо осознать его глубинное намерение или, другими словами, лежащий в основе мотив. Существуют конструктивные (высшие) и неконструктивные (низшие) мотиваторы решений. Конечно же, любое действие и решение полимотивировано. Низшие мотиваторы, лежащие в основе решения, блокируют его реализацию, а высшие, наоборот, мобилизируют, наполняют энергией из будущего. Чтобы открыть путь для воплощения цели и получить от этого больше пользы необходимо осознать низшие мотиваторы и трансформировать их в высшие.

Давайте определим, какие мотиваторы относятся к конструктивным, а какие к неконструктивным. Неконструктивные: месть; защита себя; протест и доказательство, что жизнь ко мне не справедлива; самоутверждение или желание показать себя во всей красе; желание угодить кому-то, а угождающий ожидает и требует; стремление быть хозяином положения, т.е. контролировать ситуацию; желание быть лучше других, и как следствие принизить их.

Следует отметить, что мотиваторы не просто делятся на две группы, а существует шкала их конструктивности. В группе низших мотиваторов конструктивность уменьшается справа на лево. Т.е. самым опасным намерением выступает месть, затем защита.

Конструктивные намерения: получение пользы для себя; стремление выполнить хорошую работу; координация своих усилий с усилиями других людей; желание сделать то, что нам действительно интересно; забота о других без ожидания ответных действий; стремление сделать вклад в настоящее и будущее человечества; желание и получение возможности быть в гармонии со вселенной.

В группе высших мотиваторов конструктивность возрастает слева на право.

Если перед вами стоит задача на принятие решения, то эффективен следующий алгоритм работы:

1. Поставить перед собой вопрос: «стоит ли мне…?»

2. Используя представленную выше шкалу честно выявить низшие намерения, лежащие в основе выдвигаемой цели. Такие намерения всегда неизбежно присутствуют в целях, которые мы перед собой ставим. Необходимо лишь позволить себе смелость увидеть и признать их. Если не удается обнаружить низшие намерения цели, то это говорит лишь об одном – о самообмане.

3. Провести трансформацию низших мотиваторов. При этом важно последовательно продвигать цель по шкале конструктивной мотивации.

4. Здесь вступает в силу так называемая условная программа: если, то…

Если мы ощущаем, что наша цель не двигается по шкале конструктивных мотиваторов, то следует признать, что принятие выдвинутого решения неэффективно. Чем дальше мы способны продвинуть решение по шкале конструктивных намерений, тем полезнее для нас будет принять данное решение и легче его реализовать. Так, решение, удовлетворяющее критерию «быть в гармонии со Вселенной» является самым эффективным и важным для личности.

Следует подчеркнуть, что данная работа полностью субъективна. Именно для вас решение удовлетворяет, либо не удовлетворяет тем или иным критериям (например, получения личной пользы или достижения гармонии со Вселенной). Продуктивнее выполнять подобную работу в паре с другим человеком (а лучше всего со специалистом), который сможет по вашему невербальному поведению отследить точность вашего выбора. Например, если вы говорите о решении как приносящем пользу и т.д., а при этом ваши глаза не горят и хочется сжаться в комок, то вы обманываете себя. Сторонний наблюдатель в силу своей невовлеченности в ситуацию с легкостью способен помочь вам выявить имеющий место самообман.

Если вы принимаете решение, основываясь на низшей мотивации, то оно не будет полезным для вас или встретит препятствия на пути своей реализации. Например, если решение о построении неких отношений, в том числе семьи, продиктовано исключительно неконструктивными намерениями (например, желанием отомстить бывшему партнеру, получить защиту, самоутвердиться, угодить кому-то, например родителям или обществу, стремлением получить контроль над другими), то такой союз обречен на неуспех. Точно также, если вы хотите развестись по мотивам мести (как правило, себе в этом не признаются) за «неправильное» поведение супруга, то видимо это неэффективное решение, которое будет отягощено сопротивлением среды. Приведем пример. Один из моих клиентов не мог развестись с женой, которая на протяжении долгого времени изменяла ему. Поскольку отношения с женой были фрустрирующими, неудовлетворительными, закрытыми, он также встретил женщину, с которой наладил отношения. Мужчина стал задумываться о разводе, но жена старалась удержать его всеми правдами и неправдами. По внутренним и внешним причинам развестись не удавалось. Когда мы проработали его решение, стали ясны его низшие намерения. Ведущим намерением выступал протест и желание доказать, что жизнь к нему несправедлива, кроме этого присутствовала месть. После осознания и трансформации намерений с продвижением решения по шкале конструктивных мотиваторов мужчина смог принять окончательное решение и реализовать его, что в дальнейшем позволило ему создать новый более успешный союз.

Хотим напомнить, что человек – творец своей жизни только тогда, когда он осознанно выбирает, зачем, куда, как и с кем ему идти, когда он сам пишет мелодию своей жизни. Решайте, быть ли на уровне «и так неплохо» или перейти на уровень «от хорошего к лучшему». Да это нелегко, ведь в «и так сойдет» все знакомое и понятное, привычное и родное. И решать надо сегодня, ведь завтра может быть уже поздно.

профильный подростковый юношеский психологический

Классификация выборов

Проблема выбора в психологии особенно актуально встает в настоящее время не только для подрастающего поколения, но и для каждого члена общества в отдельности. Огромный поток информации ставит человека перед многочисленными альтернативами, в которых можно определиться, имея четко сформулированную ценностную систему, понимание возможных последствий осуществляемого выбора.

Существует несколько концепций выбора. Д.А. Леонтьев и Н.В. Пилипко приводят следующую классификацию видов выбора, а также соотносят виды выбора с существующими теоретическими моделями выбора.

1. Простой выбор. Включаем в себя сравнение ряда альтернатив по критерию субъекта. Критерий в этой ситуации не всегда четко сформулирован, иногда он просто интуитивно ясен. Смысл выбора состоит в определении оптимального пути осуществления деятельности. Задача субъекта - определение того, какая из альтернатив лучше всего соответствует критерию, чтобы предпочесть ее остальным.

2. Смысловой выбор. Когда критерием для сравнения альтернатив не даны изначально, и человеку необходимо их конструировать (например, выбор супруга, профессии и т.д.). Субъекту необходимо найти общие основания для сопоставления качественно разных альтернатив и сформулировать критерии их оценки. Перед субъектом в этом случае стоит задача на смысл, то есть задача определить для себя смысл каждой из альтернатив.

3. Личностный (экзистенциальный) выбор. Это жизненно важный выбор в критических жизненных ситуациях, когда субъекту не даны ни критерии для сравнения альтернатив, ни сами альтернативы. Здесь встает необходимость конструирования альтернатив и на основании предположения о том, что будет при выборе одной из альтернатив в будущем, делать свой выбор.

Наиболее распространенный подход, описывающий процессы простого выбора, разработан в различных вариантах теории принятия решений . В таком подходе выбор рассматривается как «один из звеньев принятия решения, как запрограммированный технический акт» .

Вторую разновидность выбора очень подробно и психологически развернуто рассматривает Ф.Е. Василюк в теории жизненных миров . Ученый описывает «чистую культуру выбора», то есть дает «математическое описание» выбора, которого эмпирически не существует, выделяет операциональную структуру выбора, то есть те действия, выполнение которых необходимо для реализации «подлинного выбора» . «Подлинный выбор - это рабочее понятие, фиксирующее воплощение «математического идеала в реальности» .

По Ф.Е. Василюку, выбор - это действие субъекта, которым он отдает предпочтение одной альтернативе перед другой (другими) на определенном основании . Рассматривая выбор в теории жизненных миров (внутренний мир - простой, сложный; внешний мир - легкий, трудный), автор концепции выделяет некоторые черты искомого понятия выбора:

Выбор возможен лишь во внутренне сложном мире;

Альтернативы, между которыми совершается выбор, - не операции, не способы действия, ведущие к одной цели, а разные жизненные отношения «отдельные деятельности» (в терминологии А.Н. Леонтьева);

Выбор является активным действием субъекта, а не пассивной реакцией;

Основанием выбора не может являться сила побуждения как таковая, там, где дело решается силой, нет смысла говорить о выборе.

Говоря о качестве (будем понимать как степень осознанности), «выбор будет тем хуже, чем менее ясно сквозь пестроту поверхностных связей субъект смог рассмотреть различие противостоящих смыслов, и чем больше сам выбор основывается на ситуативных удобствах или ограничениях… Наоборот, выбор будет тем лучше, чем яснее поняты альтернативные смыслы жизненных отношений, и чем более глубокие основания лежат в основе предпочтения одного жизненного отношения другому» .

В наиболее чистом виде выбор можно наблюдать в условиях внутренне сложного и внешне легкого, ценностного мира. Выбор осуществляется между «существенными для жизни альтернативами на действительно существенных основаниях с полной сознательностью, произвольностью, с бескомпромиссной определенностью и окончательностью» .

Чистая культура выбора обнажает присущий выбору трагизм, так как предпочтение одной из альтернатив, означает отвержение другой значимой альтернативы, причем добровольно. В легком и сложном мире инстанцией, которая служит основой выбора, не являясь при этом мотивом, но обладает смыслообразующими потенциями является ценность.

По Ф.Е. Василюку, в чистом виде выбор имеет место быть при наличии следующих условий:

1. Альтернативы (отдельные жизненные отношения) между которыми совершается выбор.

2. Жизненные отношения должны быть представлены в виде своего центрального мотивационно-смыслового ядра.

3. Единственным основанием чистого выбора является ценность.

4. Выбор - является актом сознательным, произвольным, ответственным, ценностным и свободным. Выбор - акт личностный, по сути парадоксален, так как внутренне сложный мир включает в себя уникальные в смысловом отношении мотивы, совершенно не сводимые друг к другу. Для того чтобы совершить выбор, субъект должен сравнить несравнимое).

Операциональная структура выбора по Ф.Е. Василюку.

1. Отвлечение от трудности мира. Это умение из поля действия сиюминутных, временных, быстро преходящих обстоятельств, связанных с труднодоступностью одной и легкодоступностью другой альтернативы.

2. Удержание сложности мира, которое включает следующие действия.

· Разотождествление - субъект должен разоотождествиться с определенным жизненным отношением (альтернативой), превратив его в предмет своих действий. Мы понимаем это как разрыв эмоциональной связи с определенными альтернативами.

· Совместная презентация - организация одновременной представленности сознанию двух или более отношений (альтернатив).

· Выявление - действие, направленное на осознание факта пересечения (противоречия) жизненных отношений (альтернатив).

· Структурирование - обнаружение или установление разного рода связей между жизненными отношениями (альтернативами): логических («Если…., то…»), временных («сначала…, а потом…»), иерархических («… дороже, чем…») и т.д.

· Актуализация глубинных ценностей, которая состоит из двух глубинных актов - «приглашение» («призыва») ценности и («прислушивание») к ней.

4. Оценка альтернатив. Для этого нужно понять, в какой форме встречаются ценность и оцениваемая деятельность (жизненное отношение). Другими словами, каким образом альтернатива (как реализуемая в конкретных действиях ценность) воплотится в реальной жизни, в образе будущего, так как «каждая выбираемая альтернатива - не просто какая-то частность, пусть и важная, … выбирая альтернативу, человек выбирает судьбу» .

«В ситуации оценки деятельности личность «рождается» дважды - один раз как ответ на вопрос: «Кто я, следующий такому образу жизни?», а второй раз как ответ на вопрос: «Кто я - исповедующий эту ценность?». Это двойное рождение личности и создает ту форму и то поле, на котором могут встретиться ценность и деятельность, может произойти подлинная экзистенциальная оценка деятельности» . На уровне сознания, в процессе оценки альтернатив происходит сложная внутренняя дискуссия, в ходе которой, каждая из конкурирующих альтернатив многократно и в разных вариантах и сочетаниях появляется на сцене «преобразования деятельности» в тот или иной образ жизни, который обуславливает реализацию конкретной ценности.

5. Решение - специальное внутреннее действие, которое скажет «Да» одной из конкурирующих сторон, и «нет» другой; акт мужества и риска принятия на себя ответственности.

6. Жертва - отказ от многих возможностей, привычек, намерений; в пределе - от какой-то жизни, которая была возможна до выбора.

Третья разновидность выбора - личностный или экзистенциальный выбор - нашла развернутую концептуализацию в теории целенаправленного поведения Н.Ф.Наумовой . Здесь раскрывается понятие «свободный выбор» как наиболее рациональная индивидуальная стратегия в ситуации неопределенности. «Предполагается, что необходимой предпосылкой этой стратегии является обеспеченность индивида экзистенциальными элементами (потребностями, ценностями, ресурсами) для построения альтернатив выбора и готовности к наибольшему числу вариантов событий» .

Исходя из этих положений, можно заключить, что выбор, как правило не одномоментный акт, а развернутый во времени процесс, имеющий сложную структуру.

10 советов о стратегии принятия решений, основанных на 10 психологических экспериментах.

Иногда, на распутье перед сложным выбором, боязнь перемен и тревога за последствия может парализовать нас.

Утром мы выбираем что нам сегодня одеть, вечером — какой фильм посмотреть, чем заниматься в жизни, как правильно выбрать парня или девушку..

Жизнь — это сплошная череда решений. Казалось бы, это приятное времяпрепровождение, которое позволяет нам самим творить свою жизнь. Но часто необходимость постоянного принятия решений вызывает у нас затруднения — иногда, в течение нескольких секунд мы должны оценить альтернативы, сбалансировать интуитивные ощущения и рациональное мышление, представить возможные сценарии дальнейшего развития событий, чтобы затем, возможно, пожалеть о своём выборе.

Поэтому иногда мы предпочитаем.. не выбирать. Психологи связывают это с боязнью перемен — каждое новое решение нас пугает, поскольку нарушает привычное равновесие жизни.

Тревога за последствия может парализовать нас. В сложных ситуациях чтобы освободиться от тяжёлой необходимости выбора, мы рискуем принять ошибочное решение или сделать неверный вывод. Но не выбирать вообще на самом деле хуже, чем ошибиться. Поэтому нужно научится делать это.

В любой ситуации существуют верные стратегии принятия правильного решения и избежания поспешного, ошибочного. Английский еженедельник New Scientist скомпилировал годы исследований и экспериментов по этой теме в 10 советов о том «как сделать правильный выбор».

Эффект якоря

Скрытое влияние на принятие решений.

На наше решение может оказать влияние так называемый «эффект якоря» (или «эффект привязки «). Особенно он проявляется, если для принятия решения у нас мало базовой информации. Его суть в том, что если мы не знаем от чего отталкиваться, то на наши выводы влияет воспринятая перед этим случайная (или навязанная) не относящаяся к делу информация.

Был проведён такой психологический эксперимент: Испытуемые крутили барабан (как на «Поле чудес») с цифрами от 1 до 100. Барабан был специально запрограммирован так, что мог показывать только две цифры — 10 или 65. После прокрутки барабана испытуемым задавали вопрос: «Какой процент стран Африки входит в ООН?» — Вопрос заведомо сложный, ответ на который мало кто знает. Но при ответе на него было замечено явное влияние выпавшей перед этим цифры, — те, кому выпадала цифра 10, называли низкий процент (около 25% стран), а у тех, кому выпадала цифра 65, процент африканских стран — членов ООН резко возрастал — до 45.

Влияние «эффекта якоря» можно заметить так же в магазине, где продают вещи со скидкой. Если на ценнике мы видим старую цену вещи на много выше теперешней, то мы, скорее всего, купим её, а не ту, где разница старой и новой цены небольшая. Продавцы частенько этим успешно пользуются.

Совет: Воздействие «эффекта якоря» сложно избежать, поэтому старайтесь получить больше информации по данной теме, чтобы посторонняя информация не повлияла на ваше решение.

Слишком много вариантов

Слишком большое количество вариантов осложняет для мозга обработку информации, что приводит к путанице и к ошибкам. В конце концов после выбора какого либо варианта из множества мы будем менее удовлетворены, так как будем считать, что возможно упустили лучшую возможность.


Избыток альтернатив парализует нас и запутывает.

Психолог Колумбийского Университета США Sheena Iyengar установила это путём психологического эксперимента, проведя опыт с конфетами (фото). От сложности выбора особенно страдают те покупатели, которые перед покупкой анализируют слишком много возможных вариантов. Стратегия анализировать как можно больше вариантов работает до определённого предела. Больше удовольствия от результата получает тот, кто выбирает первую понравившеюся вещь при просмотре их последовательности.

Совет: Даже если объективно выбранная вещь не «лучшая из лучших», вы будете удовлетворены её выбором, если не изнуряли себя рассмотрением и анализом длинной череды вариантов. Вместо того чтобы перерыть весь интернет и ближайшие магазины в поисках идеального авторадио, спросите у друга доволен ли он своим? Если доволен он, то будете довольны и вы.

Эффект высоких затрат

Представьте, что вы сидите в дорогом ресторане, вы уже сыты, но считаете себя обязанным заказать ещё и десерт. Это «эффект высоких затрат» — если уже было потрачено много времени, денег, сил, то поздно возвращаться назад. Мы часто соглашаемся на более дорогую и не слишком выгодную сделку, если до этого потратили на это дело силы и средства, что не всегда является мудрым решением.


Я и так уже много потратил. Какая теперь разница?!

Совет: Не слишком принимайте во внимание то, что было. Время и деньги уже, в любом случае потрачены, и более умным будет прекратить выбрасывать их дальше. Рационально смотрите на вещи, таким образом вы избежите серьёзного душевного дискомфорта в будущем — признания своей ошибки.

Тенденция к подтверждению гипотез

Для подтверждения теории лучше не доказывать её, а подвергать сомнению.

Многие люди в подтверждение своего мнения приводят только те факты, которые действительно его подтверждают, забывая о других. Эта тенденция к подтверждению гипотез прослеживается также в принятии решений.

Иногда на наше решение оказывает влияние некое «предрешение». Например, планируя проведение вечера, мы сначала собираем информацию о возможности пойти в кинотеатр. И, в конце концов, мы скорее всего пойдём именно в кинотеатр, даже не дойдя до рассмотрения других альтернатив.

Психологический эксперимент: Имеются четыре карточки, на одной стороне которых нарисованы по одной букве, а на другой — по цифре. Они лежат на столе в следующем порядке: D,A,2,5. Испытуемому сообщается, что на карточке с буквой D с другой стороны изображена цифра 5. Проверяя эту информацию, испытуемый убеждается, что это действительно так — теория подтверждена. Но никто не говорил о том, какая буква изображена с обратной стороны на карточке с цифрой 5. При попытке найти вторую карточку с буквой D, 80% испытуемых открывают ту, на которой цифра 5, хотя не было никаких указаний на счёт этого. Налицо — чистая тенденциозность мышления.

Совет: при принятии решения принимайте во внимание только факты, и умейте подвергать сомнениям собственные или навязанные убеждения.

Горечь поражения сильнее радости победы?

Что лучше — новая машина, или более просторное жильё? При выборе мы стараемся представить как мы будем себя чувствовать после принятия того или иного решения, и выбираем то, что, как мы думаем, сделает нас счастливее. Однако, полезно знать, что нашей психологии присущ некий «эффект преждевременного сожаления». Нам свойственно считать, что неудачное решение может принести больше огорчения, чем правильный выбор — радости. Поэтому нам иногда трудно предпринять серьёзный шаг в жизни и мы ограничиваемся какими-то мелкими изменениями.


Не ищите лёгких путей. Проигрывать, на самом деле, не так уж и страшно.

Это доказывает также эксперимент, показавший, что большинство людей примут пари с вероятностью выигрыша 50:50, только если в случае победы они получат как минимум в два раза больше того, что поставили. Например, при ставке 5 евро, они выиграют 10 евро или больше.

Совет: Помните, что бы ни случилось, боль или радость, которое принесёт вам принятое решение, будут слабее, чем вы себе представляете. Не ищите только лёгких дорог — никто не сказал, что неудача вас обязательно постигнет. Но, если что, будьте к ней готовы и знайте, что иногда они происходят из-за случайности, а не только из-за наших ошибок.

Роль эмоций

Эмоции помогают нам быстро принимать решения, когда дело касается нашего выживания. Страх заставляет нас бежать от опасности, неприязнь — выбросить вредную пищу. Но роль эмоций этим не ограничивается — часть мозга, отвечающая за эмоции, активизируется всегда при принятии решений, потому что мозг в этом случае, принимает во внимание так же воспоминания об эмоциях после принятых ранее решений.

Психологический эксперимент: Группе людей было предложено поделить некоторую сумму денег с незнакомцами. Замечено, что люди, испытывающие злобу и раздражение, менее щедры. Эксперимент простой, но наглядный — эмоции — неотъемлемый элемент любого выбора.

Совет: Знайте, что разные эмоции по разному могут повлиять на ваше решение. Например, злоба делает нас импульсивными и склонными к риску. Грусть, наоборот, благоприятствует размышлениям. Депрессивное состояние может привести к совершенно необдуманному выбору. На принятие решения может повлиять даже недостаток сна. Замечено, что в азартной игре невыспавшийся человек более склонен к риску и анализирует больше возможный выигрыш, чем риск проиграть.

Если в момент принятия решения вы находитесь под влиянием сильных эмоций, лучше обратиться к кому-нибудь за советом.

Думайте своей головой..

Даже самые независимые люди могут быть подвержены влиянию авторитета или просто мнению группы людей, если они состоят в этой группе.

Психологический эксперимент: Stanley Milgram из Йельского университета (США) «заставлял» подопытных добровольцев «наказывать» мнимого преступника, сидящего за полупрозрачным стеклом, электрическими разрядами. Целью было проверить на сколько далеко могут зайти люди в пренебрежении своим чувством сострадания под воздействием авторитетного влияния — практически все по настоянию ведущего увеличивали напряжение разряда до тех пор пока «преступник» не терял сознание (естественно притворно).

Совет: Если в данной ситуации вам кажется, что за принятое решение вы не несёте никакой ответственности, проанализируйте ситуацию, может быть вам это только кажется.

..но и доверяйте другим

Обычно мы считаем, что лучше самому принять решение, но психологами доказано, что такое решение принесёт меньшее удовлетворение. Мы нуждаемся чтобы наше решение было эмоционально окрашено также мнением со стороны. То есть, в вопросе совершения выбора, как и во всём остальном, мы нуждаемся в психологической поддержке.

Психологический опыт: Ann McGill из Чикагского Университета предложила одной группе испытуемых делать выбор между предметами, название каждого из которых было дополнено так же четырьмя прилагательными, другая группа людей делала тот же выбор, не имея перед собой никакого описания данных предметов. Последующий опрос показал, что большее удовлетворение от выбора получала первая группа участников. Во второй группе после принятия решения людей беспокоили мысли, что, возможно, они могли бы выбрать что-то и получше.

Совет: Выслушайте авторитетное мнение окружающих о предметах вашего выбора. Как только вы наберёте достаточное количество ответов на вопросы Какие они — эти предметы, вокруг каждого из них возникнет некий эмоциональный ореол, после этого ваше подсознание само склонит вас к тому или иному выбору.

Иногда в жизни случаются ситуации, когда можно полностью положиться на мнение другого человека, если он намного компетентнее вас в данном вопросе. Образно говоря, позвольте доктору решить за вас как вас лечить, а вашему другу-дегустатору выбрать вино в ресторане.

Подсказка подсознания..

Если думать слишком долго, больше риск ошибиться..

Принцип взвешивания всех «за» и «против» в некоторых особо сложных ситуациях может оказаться непосильной задачей для вашего сознания. В таких случаях интеллектуальную задачу мгновенно выполнит подсознание. Базируясь на опыте всей жизни и на наших самых глубинных инстинктах, оно способно за долю секунды оценить все альтернативы и принять правильное решение.

Так что, в некоторых очень трудных ситуациях, если ваше сознание заблудилось в бездне фактов и аргументов в пользу того или иного выбора, просто перестаньте думать и следуйте велению своего сердца.

Но здесь тоже нужно быть осторожным, как уже говорилось выше, если вы находитесь в состоянии сильного эмоционального возбуждения, подсознание может «ошибиться», то есть пойти на поводу у эмоций. Не путайте решение принятое «сгоряча» с принятым «по велению сердца».

Измените точку зрения

Эксперимент: Имеется две группы участников. Обращение к участникам из первой группы: «Вы получаете 50 евро, 30 из них вы можете отложить, на остальные 20 мы предлагаем вам сыграть, на них вы можете выиграть ещё 50».

Обращение к участникам второй группы: «Вы получаете 50 евро, но 20 из них вы можете потерять сыграв на них, правда, если повезёт, возможно вы получите ещё 50».

В результате рискнуть двадцаткой согласились 72% участников из первой группы и 37% — из второй.

Я думаю вы уже сами сделали вывод из этой ситуации: всегда анализируйте «под каким соусом» вам преподносят информацию.

Экология сознания. Психология: В психологию человек приходит, в первую очередь, для того, чтобы разобраться с собой. Принести благодать себе и нести ее людям. Сумев помочь себе, разобравшись в отношениях с собой, близкими и любимыми, знать как находить разрешения внутренних и внешних конфликтов и научившись повышать эффективность коммуникаций - психолог (логично предположить) сможет помочь в этом и другим.

Зачем люди идут в психологию?

Ответить на экзистенциальные вопросы о смысле жизни и научиться экологии общения. Раньше за этим шли в духовную семинарию - сейчас идут в психологию.

Мотивация выбора этой профессии?

В психологию человек приходит, в первую очередь, для того, чтобы разобраться с собой. Обрести свою благодать и отнести ее людям. Сумев помочь себе, разобравшись в отношениях с собой, близкими и любимыми, знать как находить разрешения внутренних и внешних конфликтов и научившись повышать эффективность коммуникаций - психолог (логично предположить) сможет помочь в этом и другим.

Но по ходу обучения предмету, большинство из них забывают, зачем пришли. Информация по диагностике психологических явлений и состояний захватывает и очаровывает. И вот уже новоиспеченный психолог вовсю ставит диагнозы другим, демонстрируя свою эрудицию - это у вас «гиперопека», а это «прокрастинация», а здесь «невротическая привязанность».

«Испорченный» терминологией специалист, получивший доступ к дополнительной «игре» может начать самоутверждаться на клиентах , произносить сложные термины без попытки объяснить их простым языком. С ходу ставить мудрёные диагнозы, вызывая у клиента преждевременное и пока еще не обоснованное уважение к себе как «специалисту» и рискует окончательно забыть про свою изначальную цель - помочь самому себе.

Преждевременная деятельность психолога начинает подпитывать его личность и он теряет необходимость разбираться со всем тем багажом внутренних проблем, с которыми он пришел в психологию. Так, новоиспеченный специалист, увлёкшись игрой «я - психолог» прежде, чем разберется сам с внутренними обидами / жаждой признания / собственной неуверенностью, вместо исцеления собственных травм души начинает опираться на институт психологии как на компенсацию собственной ущербности.

Поэтому так важно начинающему психологу помнить о той первичной цели, с которой он зашел в психологию и работать над собственным исцелением. Для этого в пространстве психологии существует территория «экспериментов на кошках», которая называется мудрёным словом «супервизия» - это обязательная терапия, которую должны студенты проходить друг у друга или у более компетентного коллеги, для того, чтобы обсудить друг с другом и с преподавателем - «что же мы делали, когда мы это делали?».

Именно так хороший психолог шлифует своё мастерство. После своего обучения психологу полезно продолжать общение со своим психологом, учителем, супервизором - это не даст ему впасть в заблуждение о собственной непогрешимой компетентности.

Таким образом, он будет освежать в памяти роль «клиент психолога», что даёт навык уметь видеть «косяки» своих коллег, задавать правильные вопросы, делать выводы, совершать открытия и… чувствовать границы ответственности каждой из сторон терапии.

Границы ответственности - очень важная тема. Важность её в том, что психологу необходимо научиться разделять, где заканчивается его ответственность и начинается ответственность клиента. В этом ему поможет только собственное участие в процессе терапии в роли клиента.

Иначе происходит злоупотребление понятием «ответственность» и новоиспеченный психолог, естественно из лучших побуждений, начинает брать на себя лишнее - обещать волшебные результаты , подчеркивая этим свою значимость. Вместо того, чтобы способствовать процессу, в котором обратившийся становится более инициативным и самостоятельным хозяином своих решений и своей жизни.

Эта игра с лишней ответственностью приводит к тому, что обижены остаются оба:

    клиент, потому что ему обещали, что чудо произойдет легко и безусильно, а оно не произошло;

    психолог, «недолеченный» в своё время, тоже остаётся недоволен тем, что его искрений порыв неоценен клиентом;

Клиент, по мнению «великодушного психолога», как бы должен сам догадаться, что пора проявить ответное великодушие и порадовать психолога самостоятельным включением в работу и взятием ответственности за свою жизнь. Но этого почему-то не происходит.

Не происходит, так как в самом начале, еще на старте, некомпетентный психолог, занятый демонстрацией своей информированности, не способен стать «пустой чашкой», чтобы вместить в себя человека, пришедшего к нему и прочувствовать, что способно пробудить внутренний резерв клиента - включить его энтузиазм.

Если психолог прошел собственную терапию, то он имеет свою «я-историю»: историю исцеления/пробуждения/вырастания и он обладает, благодаря собственному опыту исцеления, не столько информацией об этом, сколько знанием как этого достичь . Знания, в отличие от информации, не занимают много места, сколько занимает его научная терминология и эрудиция.

Знания - это то, что существует в пустоте и приводит к обретению тишины. Когда мы решаем какую-то задачу, мы можем проследить весь этот процесс. От суеты поиска, через экспериментирование с идеями и информацией, к обретению знания в момент получения результата и последующей тишины в удовлетворении.

Весь тот шум, который существует внутри личности, порождается её обеспокоенностью отсутствия желаемого или мыслями из тоски по неосуществимости своих чаяний. Шум и суета о том, что есть на "сейчас" это не то, что должно быть - занимает столько места в человеке, что у него не остаётся «свободных гигабайт» для радости. Радости, что он у себя есть, радости от самой жизни. Озабоченный проблемой человек не вмещает в себя жизнь. Он полон размышлениями о жизни, он в ней не находится - это парадокс обеспокоенных людей.

Беспокойство изматывает и обесточивает человека, а истощенный внутренним шумом, он не способен на эффективные действия.

Психолог, сумевший помочь себе, имеет внутри себя ту пустоту, которая готова принять человека пришедшего к нему за помощью. Размещаясь в тишине этой пустоты, в поле психолога, с клиентом происходят осознания о себе и своей жизни. В этой тишине у человека затихает суетливый шум/мозговой штурм - освобождается внимание для восприятия. Восприятие становится такого качества, что человек в процессе рассказа о себе делает открытия и начинает становится понятен самому себе.

Поэтому, если Вам не стало лучше после посещения психолога, доктора или массажиста - это не ваш специалист.

Или если вы не исцелились с первого раза, но с первой встречи вам стало лучше, яснее, вдохновенней или спокойней - это ваш психолог / ваш доктор.

И никакие уговоры «специалиста» о том, что вы должны «ходить долго и только тогда… однажды… что вы хотите решить проблему за раз, если вы создавали её годами» - не должны вас переубедить не доверять собственному послевкусию от первой встречи.

Нет формул приводящих к счастью, потому что человек идет не к нему. Оно, счастье, существует как лакмусовая бумажка качества жизни. Как явление суммарной сбалансированности жизни человека, но к нему не идут.

Ребенок от рождения имеет способность к счастью. И если он здоров, то будучи сытым, он прибывает в нём - безусильно счастливый и любопытный к жизни. И только влияние значимых взрослых, корректирующих поведение ребёнка, лишает его постоянной и безоглядной способности прибывать в счастливом расположении духа.

Это Вам будет интересно:

Вывод:

Люди по разному теряют способность к счастью, отрекаются от своих желаний в угоду значимым и любимым. Уникален путь каждого, кто решает восстановить собственные опоры - собственную способность к счастью, целостности и эффективности в отношениях и целедостижениях

Психолог - он только проводник, разворачивающий для клиента ландшафт охоты на его собственные самоограничивающие программы.

Когда человек начинает видеть, как он сам создал ограничения на своем пути к свободе и счастью –появляется понимание и энтузиазм к освобождению своей дороги -пути врождённого могущества и благодати. опубликовано

Вроде бы совершенно простое слово – «выбор». Но как много всего в нём заключено! Сделать выбор – что может быть проще? Нужно всего лишь выбрать – определиться с каким-то вариантом. Но почему сделать этот самый пресловутый выбор бывает так сложно? И – вот парадокс – чем больше у человека вариантов, тем сложнее выбрать что-то одно.

По какой причине, стоя лицом к лицу перед необходимостью выбора, человек может вообще отказаться что-либо выбирать или предоставить эту прерогативу кому-то другому? Что заставляет человека постоянно откладывать принятие решения?

И это касается не только тех случаев, когда речь идёт о чём-то глобальном, но и, казалось бы, совершенно тривиальных ситуаций…

Одним из известных американских специалистов в области экзистенциальной – Сальвадором Мадди было отмечено, что всегда, когда человек оказывается перед необходимостью выбора, он должен вспоминать, что в действительности у него имеется только два варианта – либо сделать выбор в пользу своего прошлого, либо — в пользу будущего.

Что такое выбор в пользу прошлого?

Выбором в пользу прошлого можно считать тот выбор, который человек делает в сторону того, что ему знакомо и привычно. Совершая такой выбор, человек руководствуется принципами стабильности, нахождения в , уверенности в завтрашнем дне, ведь, по сути, здесь не требуется предпринимать каких-то особых усилий и что-то менять. К тому же, имеет место страх неизвестности, т.к. человек не знает, что может повлечь за собой непривычный выбор в будущем.

Что такое выбор в пользу будущего?

Совершая же выбор в пользу будущего, человек автоматически , ведь перед ним во всей красе предстают непредсказуемость и неизвестность, т.к. предсказать будущее нельзя, другими словами: будущее является для человека «тёмной лошадкой». Отсюда и появляются беспокойства и страхи. Но важно понимать, что личностный рост и возможны только в будущем.

Из всего этого следует вывод: всегда, когда мы должны что-то выбирать, мы должны делать выбор либо в пользу нашего сокровенного спокойствия, либо в пользу терзающей нас . И первый из этих путей приведёт нас назад, а второй будет вести вперёд.

Но как же осуществить выбор? Как понять, правильным он будет или нет?

Что затрудняет человеку выбор?

В понимании правильности выбора и заключается вся «соль» вопроса выбора. Если сказать немного иначе, то показатель правильности выбора обуславливается его результатом, а этот результат может быть только в будущем, которое ещё не наступило, ведь мы живём в настоящем.

Приходя к пониманию этого, люди довольно часто предпринимают всевозможные попытки как-то повлиять на результат выбора, ожидая наиболее подходящего для него момента. Но это и служит причиной, во-первых, промедления, а во-вторых, несовершения выбора вообще. Согласитесь, принять решение завтра нельзя – все наши отговорки, типа: «Потом», «Чуть позже», «Завтра» и т.п. – это лишь иллюзия, а сами эти моменты в большинстве случаев так никогда и не наступают. , любые выборы должны осуществляться именно сейчас. И это «сейчас» является начальной точкой процесса реализации нашего выбора.

Есть и ещё кое-что, что затрудняет человеку выбор – это та цена, которую он готов за него заплатить. Эта цена представляет собой ту жертву, которую он приносит в пользу реализации своего выбора. Если же человек не готов или ещё хуже – не хочет «платить» — это является чистой воды готовностью стать жертвой. Почему?

Человек-жертва, как и любой другой, конечно же, обладает способностью принимать решения. Но вот как только появляется необходимость платить цену, от него начинают поступать всяческие жалобы на тему того, как ему «страшно-плохо-больно-жалко» или он вообще начинает искать «крайних» — тех, на кого бы свалить ответственность. По этой причине, принимая какое-то решение, всегда следует задумываться о его последствиях – о том, чем придётся поступиться. Здесь и нужно научиться задавать себе правильный вопрос: «А стоит ли это того?». Только осознавая саму ценность совершаемого выбора, человек становится способным изменить свою жизнь или оставить всё, как было раньше.

Но что ещё немаловажно – это способность брать на себя ответственность и понимать, что именно ты в ответе за то, что происходит с тобой и в твоей жизни – ты ответственен за то, какие последствия влечёт за собой тот или иной выбор.

Последствия выбора

Наиболее животрепещущим последствием любого выбора является то, что выбор чего-то одного подразумевает отказ от чего-то второго, третьего и т.д. Если мы открываем одну «дверь», нам приходится закрывать вторую. Именно поэтому, чем больше альтернатив имеет человек, тем сложнее ему приходится. В таких ситуациях люди и произносят сакраментальную фразу, что они «разрываются на части». Здесь же возникает и такой внутриличностный конфликт: «Нужно и хочется», «Не нужно и не хочется», «Нужно и не хочется», «Не нужно и хочется». И конфликт этот, непременно, должен быть разрешён. Разрешить же его человек может, прибегнув к нескольким хитрым способам.

Как сделать выбор?

Всего можно назвать три способа осуществления выбора без ущерба для себя.

Способ первый: Постараться осуществить несколько выборов одновременно. Но тут уместно вспомнить известную пословицу: «На двух стульях не усидишь». Но усидеть на двух стульях удастся вряд ли. В итоге получается, что человек выбор так и не делает, а это означает, что он остаётся на том же самом месте.

Способ второй: Оставить себе отходные пути. Человек вроде бы принимает решение и что-то делает, но то и дело мысленно возвращается к точке отсчёта, размышляя о том, что, быть может, стоит выбрать другой вариант. Результатом такого «выбора» станет то, что все решения и действия будет представлять собой движение «вилами по воде» или, как сейчас говорят: «Ни о чём», ведь чтобы выбор возымел какой-то эффект и принёс результат, необходимо выбрать один вариант окончательно и бесповоротно, напрочь забыв о другом/других вариантах.

Способ третий: Плыть по течению. Здесь всё просто: человек не предпринимает абсолютно никаких действий, и надеется на то, что выбор осуществится сам собой, без его непосредственного участия. Возможен и другой вариант: человек может ждать, пока кто-то выберет за него, чтобы смириться и оградить себя от забот. Однако этот способ коварен: несмотря на то, что время от времени сами собой происходящие выборы могут повлечь за собой вполне благоприятные последствия, практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев всё происходит с точностью, да наоборот, т.е. совершенно не так, как человеку бы того хотелось.

И что же из всего этого следует? Как нужно размышлять и чем следует руководствоваться при необходимости совершения выбора?

Итог вышесказанному

Да, выбор иногда представляет собой непростую задачу. Но наиболее серьёзные и даже тяжёлые последствия может повлечь за собой не его совершение, но отказ от него. И нередко случается так, что именно этот отказ становится причиной душевных терзаний, чувства вины и разочарования, сожалений и неудовлетворённости, внутренних конфликтов, потери жизненного тонуса и желания что-либо делать, ведь несовершённый выбор – это, в первую очередь, упущенные человеком возможности. Примеров можно назвать массу, но главная идея заключается в том, что прошлого уже не вернуть.

Люди могут говорить, что они ни о чём не жалеют, и на всё «воля Бога»; что, несмотря ни на что, они продолжают жить и двигаться дальше; что всё былое осталось в прошлом и т.д. Но всё это будет напоминать самообман, если только человек не осуществил самую настоящую трансформацию своей личности. В остальных же ситуациях опыт прожитых дней всегда и всюду остаётся с ним. Наибольшей глупостью, которую вообще может сделать человек, является его нежелание осознать, что когда-то в прошлом он совершил не тот выбор – .

И уже с учётом всего того, что мы сказали, можно составить небольшой алгоритм совершения правильного выбора. И выглядеть он будет примерно так:

  1. Для начала нужно ответить себе самому на вопрос: «Для чего я делаю тот или иной выбор?».
  2. Затем определиться с тем, каким будет ваш новый выбор – ориентированным на прошлое или на будущее?
  3. Потом чётко понять для самих себя, какую цену вы готовы заплатить за то, что вы выбираете?
  4. Следующим этапом станет по полной программе принять ответственность за те поступки, которые вы совершаете, и те выборы, которые делаете.
  5. И, наконец, сделать выбор и без оглядки идти вперёд – навстречу своему будущему.

Только так вы сможете не только научиться совершать в своей жизни преимущественно правильные выборы, но и без сожаления идти по пути длиною в целую жизнь.

Рассказать друзьям