Раннее развитие - польза или вред? Раннее развитие: вред и польза Раннее развитие вред или польза.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Кто из родителей не мечтает видеть своего ребенка успешным? Для успеха нужен ум, коммуникабельность и доля везения. Заботясь о будущей успешности, часто родители начинают развивать малыша практически с пеленок. Наверное, это правильно. На сегодняшний день известно несколько методик успешного развития малышей. Но прежде, чем начинать занятия, нужно определиться с эмоциональным настроем ребенка. Уже до года, наблюдая за малышом, мама замечает каким игрушкам и играм отдается предпочтение. С учетом этих наблюдений можно выбрать методику развития. Наиболее популярны среди родителей сейчас метод Монтессори и Николая Зайцева.

Особенность метода Монтессори в простых физических упражнениях, развивающих мелкую моторику. Эта методика не подойдет активным, творческим детям, нет в ней ни элементов коммуникативности, ни физического развития. Но эти занятия развивают внимательность, наблюдательность, речь, вырабатывается дисциплина.

Занятия по методу Николая Зайцева раскрывают творческий потенциал малыша, развивают зрительную память, обучают счету, письму. В этой методике используются разноцветные кубики со слогами и цифрами. В игровой форме ребенок легко обучается, но этот метод не развивает мелкую моторику, которая так нужна при подготовке к письму.

Развитие ребенка в игре практически всегда приносит пользу. Но выбирая для своего ребенка методику, всегда следует учитывать возрастной период- время, когда определенные способности наиболее расположены к развитию.

Очень часто, записывая малыша в центр раннего развития, родители считают, что чем раньше они начнут всесторонне нагружать ребенка, тем качественнее будет дальнейшее обучение. В этом заключается опасность. Гениальные дети, на самом деле, редкость и активное обучение разным наукам в раннем возрасте может привести к высокой эрудиции при низком интеллекте. Запоминать легче, чем думать. Дети могут знать все мировые столицы, но не сообразят подуть на горячую кашу,не смогут зашнуровать ботинки.

Еще на один вопрос неплохо бы ответить, приступая к развивающему обучению- с какой целью нужно активно развивать малыша, зачастую лишая его простых детских радостей? Уже дети впитывают знания как губка. Даже во время прогулки, наблюдая за кузнечиками, гладя кота, лепя с родителями снеговика, рассматривая снежинку, дети открывают для себя мир природы, звуков, ощущений. Этот мир не такой, каким его видят взрослые, он такой каким бывает только в детстве- яркий и немного волшебный. Возможно, это тот самый важный элемент, который сделает из малыша выдающегося ученого или художника.

Если чаша весов для родителей перевешивает в пользу продвинутых методик, то можно, по крайней мере, не загонять их во временные рамки, посещая занятия в центрах. Родители могут и в домашних условиях проводить развивашки, это еще больше сплотит семью.

Какие бы методы не выбирали родители, нужно очень внимательно их изучить. Методики, которые включают видео, лучше сразу исключить из списка. Да, родители, включая малышу видео получают свободное время, а малыш, это научно доказано, получает отрицательное воздействие на умственное развитие, угнетение психики и способности концентрировать внимание.

Выбрали ли родители

Статья взята с ресурса, букв много) О вреде раннего развития детей, всех этих бесконечных кружков по лепке, повышению интеллекта и освоению языков с шести месяцев наконец-то стали громко говорить. Однако чаще всего специалисты ведут разговор в мягких тональностях: ребёнок не доиграет с родителями и утратит с ними связь, он будет уставать, потеряет мотивацию и навыки самостоятельности. Меж тем проблема перезанятости детей разнообразными курсами куда серьёзнее. И чрезмерное увлечение ими может быть не только вредно, но и опасно. Разницу чувствуете? Есть на ночь пирожные вредно, а есть незнакомые грибы - опасно. Так и с ранним развитием.
На мой взгляд, первая и главная опасность занятий для малышей заключается в их прекрасном маскировочном эффекте. Приведу пример из жизни. Я знаю семью, у которой ребёнок в полтора года выучил названия многих экзотических животных: он знает жирафа, бегемота, кашалота, знает марки машин и даже делает попытки разобраться в видах динозавров. Всему этому его учат с шести месяцев по специальной программе. Свободное время родители занимаются с ним по карточкам, водят на кружки. Однако выяснилось, что у ребёнка тяжёлые нарушения в работе мозга. Дело в том, что он узнавал животных только на конкретных карточках. Когда же ему подарили несколько книг с авторскими иллюстрациями, он не смог узнать на них даже кошку. Ребёнок думал, что «жираф», «бегемот» и «кашалот» это названия карточек. На поверку оказалось, что у ребёнка трудности с абстрактным мышлением и воображением.

Этот пример иллюстрирует довольно частую проблему: родители считают, что залог успешного развития лежит в постоянной занятости. С ребёнком всё время занимаются, ребёнок демонстрирует чудесную память. На этом основании родители делают вывод, что воспитывают гения. На самом же деле их ребёнок отстаёт в развитии.

Вы замечали, что эрудитов на порядок больше, чем интеллектуалов? И что хорошая память при скромном уме встречается гораздо чаще, чем она же при уме блестящем? Всё потому, что запомнить гораздо легче, чем подумать.

Выучить 100 существительных легче, чем научиться использовать один глагол

А освоить глаголы действия «идти», «стоять», «сидеть» легче, чем такие выражающие личные потребности слова, как «пить», «есть», «писать». Ещё сложнее запомнить «нет». И уже совсем сложно - «да». Благодаря кружкам развития у нас появляются двухлетние дети, знающие наизусть весь атлас животного мира, но не способные попросить пить или сказать «нет».

Более того, я встречала детей, которые в два года не умели нюхать, дуть на горячее. Видимо, им не давали ароматную краюшку хлеба или красивый цветок, приговаривая «понюхай, как вкусно пахнет». Не учила мама, что нужно подуть, если не хочешь обжечься кашей. Встречала детей, которые не знают слов «больно», «болит», даже в форме «бобо». И ладно бы речь шла только о запущенных случаях, где семьи детьми не занимаются. Нет, такие дети есть и среди тех, кого постоянно водят развиваться. Среди трехлеток имеются такие, кто знает несколько десятков и даже сотен иностранных слов, но не умеет одеваться, застёгивать липучки, вешать одежду на крючок и самостоятельно чистить зубы.

Играть действительно нужно
Люди не верят, когда им говорят, что ребёнок учится через игру. И учится от близких. Не верят, что для ребёнка в полтора года важнее «Школы семи гномов» является возможность потрогать кошку, собирать два часа пылинки с пола, измазаться в грязи и слепить свой первый снежок. Не верят, потому что им просто и доступно никто не объясняет, а доверять априорным утверждениям наш человек не привык. В 2013 году ООН была вынуждена закрепить право на игру в Декларации прав ребёнка. Основная задача поправки - борьба с коммерциализацией детства, сверхзанятостью ребёнка и некомпетентностью родителей.

Возможно, родителям, которые не оставляют ребёнку свободного от занятий времени, стоит почитать немного о работе зоологов, этологов. Тех, кто изучают фундаментальные поведенческие законы всех живых существ. Тогда они узнают, что не удастся выпустить на волю хищников, которые с младенчества росли одни и не имели партнёров для игры. Известный зоолог Ясон Бадридзе в ходе работы по воспитанию в неволе готовых к самостоятельной лесной жизни волков выяснил, что волки не смогут охотиться, если они не играют друг с другом в детстве. Более того, для игры им нужен максимально сложный ландшафт. Волчата, которые воспитывались у Бадридзе в пустом вольере, не могли научиться охоте. Они элементарно не умели предугадывать, по какой траектории побежит олень, на какой скорости нужно его перехватывать. Они не могли организовать коллективную охоту, потому что ни один не научился рассчитывать свои силы. Зато волчата, которые играли друг с другом в догонялки посреди развалов камней, коряг, имитации леса, выросли в полноценных волков и сумели освоить охоту. Чем интеллектуальней животное, тем важнее для него игра в детстве.

У нас, к сожалению, принято льстить себе утверждением, будто мы далеко ушли от животных. Да, в общем-то, нет. Не так далеко, как хотелось бы

И нам в детстве страшно нужна игра. Нужна возможность не просто играть, но и наигрываться вдоволь. До усталости, до удовлетворения. Особенно это важно для детей с творческим потенциалом.

И вместо художника получается солдат…
Второй опасный эффект кружков раннего развития в их режиме. Крайне удручают всевозможные «творческие» занятия, кружки лепки для годовалых, уроки рисования пальцами для полуторалетних. В таком возрасте эта деятельность должна быть свободной. Недавно в одном популярном интернет-сообществе, посвящённом раннему развитию, родители обсуждали проблему: как заставить ребёнка заканчивать занятия лепкой или рисованием по часам, как сделать так, чтобы он потом не бегал по дому с массой для лепки и не мазал краску на обои. Детям год-полтора, а из них уже делают солдат с режимом. Но дело в том, что творчества по часам не бывает. Это понимала даже советская власть. Она не могла загнать писателей, поэтов, музыкантов, художников, скульпторов и других на работу от звонка до звонка. Но и оставить их публично неработающими тоже не решалась - это стало бы ударом для всей советской трудовой идеологии. Поэтому в стране придумали разнообразные творческие союзы. Они были созданы не только для контроля интеллигенции, но и с целью маскировки их незанятости. Даже Сталин понимал, что художник не будет работать по часам. А наши молодые мамы не понимают.

Сегодня творческие профессии приобрели огромный престиж, потому что впервые, пожалуй, в истории человечества свободный труд, возможность не иметь начальства, право самому распоряжаться собственным временем были открыто объявлены ценностью. Людям свободных профессий общество всегда завидовало, но только сейчас стало делать это открыто. Российские родители делятся на три равные группы: одни хотят сделать из детей чиновников, другие - успешных учёных, а третьи - творческую элиту.

Знайте же, мамы и папы: большого учёного не вырастет без просиживания за книгами до глубокой ночи. Писателя не получится из того, кто в детстве не сидел за своими стихами и первыми рассказами до утра. И не станет художником ребёнок, которому выдают краски строго по часам

Хотите развить в ребёнке творческие способности? Не ограничивайте его в порыве рисования. И в любом другом порыве. Вопреки обывательскому мнению, художниками становятся не те, с кем с пелёнок регулярно занимаются, но те, кто имел возможность по полдня складывать в коробочку собранные с пола пылинки, кто месил руками грязь или упоенно ловил в траве кузнечиков. Потому что у этих детей развита моторика, работает воображение и им знакомо чувство увлечённого нетерпения.

Детям, которые вместо свободной прогулки рисуют по команде в компании случайных людей кляксы, не знакомо ничего из этого.

Вашим ребёнком займутся выпускницы ПТУ
Третья опасность, с которой сталкивается отведённый в школу раннего развития ребёнок, заключается в низкой компетенции преподавателей. Как правило, работают в лучшем случае молодые выпускники педагогических или психологических вузов. Много преподавателей со средним профессиональным образованием. Или вовсе без профильного образования. Правда такова: если у вас высшее образование, если ваша карьера позволяет вам тратить тысячи, а то и десятки тысяч рублей в месяц на занятия с ребёнком и развивающие игрушки, вероятно, вы более развиты, чем подрабатывающая в студии для малышей студентка педколледжа. И, стало быть, общение с вами принесет ребёнку больше пользы. Я наблюдала за занятиями в нескольких кружках. И просмотрела много любительского видео из таких студий по всей России: увы, но часто преподаватели говорят с чудовищными ошибками, просторечиями, придерживаются устаревших методик. Более того, в кружках и игровых комнатах чаще встречаются дешёвые однообразные игрушки и дешёвый раздаточный материал: пластик, яркие краски. Встречаются игрушки, которые Международной ассоциацией игры названы угнетающими: всевозможные говорящие звери, поющие микрофоны, малиновые жирафы и розовые львы. С такими преподавателями и с такими игрушками ребёнок только деградирует.

Фрустрирующее обучение
Хуже занятий на пластиковых калабашках с 20-летней студенткой для ребёнка может быть разве что развивающее телевидение.

Надо сказать, что западный мир уже пережил бум популярности развивающих видео для самых маленьких. Так, Американская академия педиатрии с 1999 года рекомендует детям до двух лет не показывать никаких фильмов. Войну развивающему видео давно объявили Канада, Великобритания, где объем рынка этих товаров к концу 2000-х годов оценивался в миллиарды долларов. Ролики для детей 0+ строятся по клиповому типу: яркие картинки быстро сменяют друг друга, периодически идут громкие звуки. Это заставляет младенца завороженно следить за происходящим на экране. Любопытный анализ такого фильма публикует Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ М. В. Соколова. Взята одна серия фильмов для детей «Я все могу», основанной якобы на методике «Вообрази-Сообрази-Преобрази». Оказалось, что в 20-минутном фильме вмещаются 160-170 эпизодов на 70 сюжетов по каждой выбранной тематике. При этом в новостной программе, например, за 30 минут предлагают 70-90 сюжетов и пять-семь тем.

Британская ассоциация педиатров назвала видео для младенцев глубоко опасным: оно фрустрирует ребёнка, негативно влияет на развитие мозга, портит зрение, а, главное, лишает ребёнка полезного общения со взрослыми. Развивающие видеофильмы для детей угнетают его психику, фантазию и способность концентрировать внимание. Если вы сажаете ребёнка перед телевизором, польза от этого только одна - вы получаете свое собственное свободное время. Ребёнок же недополучает игры, общения с родителями и с самим собой.

Право на одиночество
Да-да, ребёнок первых лет жизни должен иметь возможность вдоволь играть и вдоволь общаться с самим собой. Одиночество для ребёнка чрезвычайно важно. Потому что именно в одиночестве у него начинает работать фантазия, воображение. Ребёнок, который все время занят, все время на виду у родителей, сверстников, педагогов, не имеет возможности подумать. Детей, которые не бывают заняты сами с собой, сразу видно. Не поверите, но они хуже говорят, медленнее соображают, меньше выдумывают.

Один из главных врагов ребёнка - миф о необходимости социализации

О том, что он должен как можно раньше начинать общаться с чужими людьми. В итоге родители считают, что их ребёнку будет мало общения с тридцатью случайно подобранными людьми восемь часов в день, пять дней в неделю. Они начинают с полугода водить ребёнка на курсы якобы для установки навыков общения. Если ребёнку повезло и он не идет хотя бы в ясли, то с полутора лет его вместо яслей обязательно поведут на кружки. Чтобы учился и социализировался.

Скажите честно, у кого из вас есть потребность по восемь часов в день находиться в коллективе из 30 человек? С друзьями каждый день по столько часов у всех есть желание общаться? То-то же!

Чем меньше ребёнок, тем меньше у него потребностей в общении и тем важнее для него возможность быть одному и в привычной обстановке.

Те, кто лишает своего ребёнка права увлечься игрой в одиночестве, рискуют вырастить ребёнка не просто посредственного, но и отстающего в развитии. Что у такого ребёнка не будет воли, самостоятельности и интереса к жизни, это ещё полпроблемы. Куда страшнее, что перегруженность общением, режим и строгие занятия могут сказаться на способности ребёнка думать, размышлять, воображать. Он будет знать по картинкам все флаги мира и всех животных саванны, но не сообразит, что делать, когда потеряется в магазине.

Если вы хотите вырастить ребёнка умного и творческого, дайте ему время для свободы. Для лени. Для ничегонеделания. Хотя бы лет до десяти. Если вам нужен исполнительный солдат с набитой информацией, словно опилками, головой, самое время записаться в кружки развития.

О раннем развитии говорят, пожалуй, все родители. И споры относительно целесообразности оного не утихают. Многие прежние противники целенаправленных занятий с малышом стали их сторонниками.

Общепринятые требования к получению ребенком новых знаний значительно изменились за последние десятилетия. Никого уже не удивит пятилетний малыш, освоивший основы счета и письма — это стало нормальным явлением.

Нет предела совершенству, особенно если учесть врожденную способность малышей впитывать новую для них информацию. Некоторые современные дети начинают читать уже в год-два по методике глобального чтения.

Казалось бы, что плохого в том, что ребенок еще до школы получит максимум знаний, которые пригодятся ему в дальнейшем обучении, выборе профессии и своего места в жизни? Разве родители, которые прилагают недюжинные усилия для развития своего малыша, не желают ему лучшего?

Но оказывается развитие развитию рознь. И то, что некоторые понимают под благом, оборачивается и для ребенка и для окружающих взрослых своей самой нелицеприятной стороной. Виной тому неверный подход к понятию «раннее развитие», амбиции родителей и использование приемов обучения по отношению к малышу, для которого пока куда более важен и полезен игровой, а не учебный процесс.

Что такое раннее развитие?

Пожалуй, это первый вопрос, который должны задать взрослые, желающие дать малышу лучшее. Что самое интересное, многие мамы, зная о методиках раннего развития, не могут точно ответить на него. В данном случае срабатывает принцип сравнения со знакомыми понятиями такими как «нормальное развитие» — то есть соответствие знаний и уровня становления мыслительных процессов ребенка определенному возрасту и «позднее развитие», означающее отставание.

Опираясь на эти понятия, взрослые, желающие развить своего малыша, делают основной акцент на объем знаний, которым научается ребенок в том или ином возрасте. И с чувством собственного достоинства рассказывают, что чадо 3 года посещает четыре кружка, уже освоило счет и чтение, декламирует на память Маяковского и знает все столицы Мира, говорит на английском и рисует пастелью.

Можно ли говорить в данном случае о раннем развитии? Разумеется, с малышом занимались. Но, что если при этом ребенок не имеет ни малейшего представления о том, чем отличаются между собой те самые столицы, которые он заучил наизусть, не понимает ни строчки из стихотворения, а книгу берет в руки только под строгим маминым взглядом? При этом малыш не способен натянуть колготки, считает, что булка растет на дереве, а корову видел только на карточке под бабушкино мычание?

И будет ли такой ребенок более развит, нежели его сверстник, который еще не приступил к изучению букв, но может убрать за собой комнату, выразить свои мысли о сказке, прочитанной на ночь, отличается самостоятельностью и общительностью. Возможно, он не удивит гостей знанием Шекспира, зато с радостью поможет бабушке посадить герань на окне и с удовольствием слепит куличик из предложенного кусочка теста, который с гордостью съест сам за вечерним чаем.

Развитие и обучение — одно и то же?

В первом случае с ребенком занимались «ранним развитием». И, без сомнения маме приходилось прилагать немалые усилия и использовать массу вспомогательного материала, чтобы заложить в голову малыша знания. Но есть один важный и весьма ограниченный ресурс — это время. Именно его родители желают сэкономить, занимаясь с ребенком до трех лет, и как ни странно теряют.

Те часы, которое малыш провел в изучении азбуки, заучивании бессмысленной для него информации, рассматривании без сомнения хороших и полезных карточек, можно было бы потратить на другие сферы. И не стало ли именно это упущение невосполнимым?

Родителями управляли амбиции, желание получить результат, который можно продемонстрировать. Во втором случае с ребенком просто играли, объясняли, показывали, заинтересовывали. И не потому, что так написано в книге, а просто оттого, что любят и искренне хотят общаться.

Приведенный пример — демонстрация крайности, которой достигают взрослые, желая дать малышу максимум. Но речь в данном случае идет не о развитии, а о целенаправленном обучении ребенка тому, что сами родители посчитали нужным и полезным.

И это не ошибка исключительно современных родителей. Уже подросло поколение таких «дошкольных гениев» и нецелесообразность подхода показала себя в полной красе. Чем же чреваты чрезмерные амбиции родителей и желание «вложить» в голову ребенка максимум информации?

  • Многие дети, потрясающие своими знаниями взрослых в дошкольном возрасте в последствии не справляются со все возрастающей нагрузкой, ведь чтобы продолжать привлекать всеобщее внимание им проходится овладевать все новыми и новыми знаниями, превышающими «нормальный уровень». Давайте будем честны — каким бы одаренным ни казался ребенок, далеко не все рождены гениями, способными перевернуть представления о науке и искусстве. Наступает момент, когда чадо уже не может привлечь к себе внимание своей неординарностью и объемом знаний, что в купе с неокрепшей нервной системой может вылиться в нервозы и даже депрессию.
  • Чем больше ребенок знал до школы, тем проще ему дается процесс обучения на начальном этапе. Ведь, по сути, он повторяет уже пройденное, ему нет нужды напрягаться для получения новых знаний. Как правило, подобное выливается в нарушение дисциплины — ведь чаду скучно и оно просто не знает чем занять себя, пока одноклассники учатся читать по слогам. А к 5-7 классу возникает новая проблема — ребенок, привыкший, что знания даются без усилий может отказаться прилагать их при изучении того, с чем не был знаком ранее и в той форме, которую предлагает школьная программа.
  • У ребенка развивается потребность «поглощать» информацию без ее практического применения, чтобы просто блеснуть знаниями перед знакомыми или друзьями. Вырастает некая «ходячая энциклопедия», способная рассказать о том, как вырастить ананас в средней полосе России, но не умеющая даже пересадить герань.

Можно назвать и иные негативные последствия, связанные с неверным подходом к раннему развитию. Например, если с ребенком занимались главным образом интеллектуальными играми, может начать страдать физическая подготовка. Ведь малышу наряду с оттачивание умственных процессов необходимо приобретать двигательные навыки, развивать координацию движений.

Приобретение большого багажа знаний в раннем возрасте может сказаться и на способности ребенка общаться со сверстниками. Ему станет не интересно с ними, особенно если последние не проявят привычного энтузиазма при попытках чада объяснить им устройство двигателя внутреннего сгорания и тд.

Работа над ошибками

Можно ли избежать подобных «побочных эффектов»? Разумеется, если обратиться к самому понятию «развитие»:

Развитие — это процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. (Толковый словарь С.И.Ожегова).

Если обратиться к другим словарям, в том числе по психологии человека, во всех определениях можно встретить одно слово «процесс». По сути, выражение «раннее развитие» не совсем верно. Речь идет о том, чтобы с самого рождения предоставить малышу больше возможностей для совершенствования во всех сферах. То есть просто о развитии. Это постепенное и закономерное раскрытие способностей ребенка, его умения мыслить, сопоставлять, находить решения нестандартных задач во всех сферах жизни.

Ребенок как губка способен впитывать новые знания, но точно так же он сможет и вырабатывать собственные пути получения информации и выработки навыков. Если сместить акцент с объема данных, которыми в результате овладеет малыш на развитие и становление самого процесса познания и мышления, все встает на места. Таким образом, раннее развитие ребенка начинается с вопроса родителей к самим себе: «что мы хотим получить в результате?».

Если результатом должны стать обширные знания или воспитание гения, если Вы хотите, чтобы в будущем ребенок получил достойное образование и профессию — подход изначально ошибочен. Основной целью раннего развития является создать для ребенка такую среду, в которой он мог бы полноценно развивать свои навыки познания окружающего мира и самостоятельно или с помощью взрослых овладевать новым, раскрывать собственные способности и совершенствовать их.

«Раннее развитие» подразумевает расширение возможностей ребенка для знакомства с новым — новыми движениями, методами решения поставленных задач, новыми представлениями о предметах и их свойствах и тд. И в данном случае не идет речь о приобретении знаний в качестве конечной цели. В этом основное отличие понятия «развитие» и «обучение».

Не совершайте ошибку — не пытайтесь учить ребенка в его не полные три года. Играйте с ним, заинтересовывайте его, предлагайте новое, разговаривайте, рисуйте, но не делайте упора на объем знаний.

Да, кроху можно познакомить в год с буквами и цифрами, с экзотическими животными, разучить более 40 цветов и оттенков, но одновременно не дать малышу возможности для развития, то есть применения полученных знаний на практике. В его голове будет просто набор смутных образов, оторванных от реальности и названий, с которыми ничего невозможно поделать. Поэтому первым принципом раннего развития является возможность использовать полученные знания в ближайшее время, закрепить их и усовершенствовать.

Второе, что следует помнить, начиная развивать своего малыша с пеленок, так это прописную истину: «все хорошо в меру». Новорожденный как чистый лист, на который по мере взросления наносятся представление о мире и эти знания касаются многих областей. Это свойства предметов, с которыми знакомится ребенок, понятие причины и следствия, вкусовые и зрительные образы с которыми он сталкивается, новые навыки. Чрезмерный акцент на чем-то одном вносит дисбаланс в развитие ребенка.

Немного о методиках раннего развития

Родители, которые задавались или задаются вопросом раннего развития малыша, без сомнения назовут такие известные системы как Монтессори, Глена Домана, Сесиль Лупан, Никитиных, Вальдорфской педагогики другие. Без сомнения многие отметят и различия в подходе именитых авторов к процессу развития и места ребенка в нем.

Выбрать между методиками, предлагающими часто абсолютно различный подход, оказывается сложно. Да и следовать им в точности человеку без специального образования не просто. Но, конечно, прежде чем приступить к чему-либо стоит хорошо изучить вопрос.

Согласитесь, сложно подобрать те средства развития, которые подходят именно Вашему малышу, имея о них весьма смутное представление. Еще более странно отдать малыша в центр или детский сад, определенной направленности, не зная подходов и принципов работы с детьми.

Я не стану разбирать методики подробно, подобной информации достаточно, так же не хочу рекомендовать что-то конкретное, а вот ответить на ряд часто возникающих у родителей вопросов считаю необходимым.

Следует ли строго придерживаться одной методики?

Без сомнения, любая программа, направленная на развитие ребенка — это некая целостная система, которую разрабатывал специалист, и точное следование ей является залогом успеха. Но те, кто читал о системах, понимают, что нет одной совершенной методики. И, вероятно ее не будет никогда. Да и о специфике известных систем не стоит забывать. В частности, если кто-то не знает, Мария Монтессори и Глен Доман работали с детьми, имеющими отклонения в развитии, и такие методики просто неправильно будет использовать в отношении здорового ребенка в «чистом» виде.

Стоит учесть и то, что дети разные. Кто-то будет с интересом изучать окружающий мир самостоятельно, кому-то для этого потребуется постоянное присутствие мамы и подсказки от нее. Один малыш будет хорошо воспринимать визуальную информацию, другому потребуется больше тактильных ощущений. Поэтому, на мой взгляд, использовать средства из различных методик целесообразно.

Даже если малыш развивается по системе Мнотессори, со временем стоит приобрести кубики Зайцева, чтобы легче освоить чтение. Если Вам приглянулась карточная система Глена Домана, как источник обширных знаний в простой форме это вовсе не означает, что малыша нужно лишить интересной и развивающей среды, ведь Вы не занимаетесь с ним все время.

Подберите для своего ребенка те средства, которые ему нравятся, и процесс развития пойдет как бы сам собой. Ведь основной движущей силой для развития является интерес малыша к той или иной игре.

Следует ли вносить коррективы по мере роста ребенка?

Стоит придерживаться правила — если определенные знания ребенок получает из одной методики, не следует тут же перескакивать на другую, если что-то пошло не так. Например, Вы решили, что необходимо научить малыша читать по системе глобального чтения Сесиль Лупан, но через некоторое время не получили ожидаемого результата. Не стоит сразу перескакивать на методику Зайцева.

В конце концов, если малыш научится читать чуть позже, ничего страшного не произойдет. Отложите то, что ему не интересно на время и повторите попытку позже. Если Вы убеждены, что данная методика не для Вас, также выждите время и лишь потом предложите другую.

Старайтесь, чтобы Ваша система, будь она строгим следованием конкретной методике или совокупностью нескольких, не была противоречивой. И каждое последующее задание было усложненным вариантом предыдущего. Предлагайте новые условия и варианты решения для уже знакомых задач.

Возвращайтесь к уже пройденному спустя некоторое время, когда малыш забудет старый вариант решения поставленной проблемы. Предлагайте новые правила в знакомой игре, давайте возможность ребенку находить и использовать собственный подход.

Развитие в комплексе

Не забывайте о том, что целью является не получение малышом знаний в одной конкретной области, а всестороннее его развитие. Сочетайте подвижные игры и спокойные, используйте различные источники информации — собственные объяснения, визуальную информацию на карточках, кубиках и картинках, можно применить одну или несколько компьютерных игр, не забывайте и про тактильные ощущения.

У детей ассоциативное мышление, чем более полное представление получит ребенок о том или ином предмете или явлении, тем ярче в его памяти отложится данная информация и ему будет легче проводить анализ и сопоставление.

Когда придет время посещать детский сад, сделайте его своим другом, а не врагом. Подбирайте таким образом, чтобы развивающая среда была максимально приближена к той, которая уже создана дома. Вам так же придется часто общаться с воспитателями, чтобы давать ребенку знания, не противоречащие, а расширяющие те, которые он почерпнул в группе.

Регулярные умственные и/или физические занятия помогли многим больным детям догнать сверстников в развитии и даже перегнать их. Поняв, что при помощи этих методик можно ускорить развитие или обучение детей, их стали применять и на здоровых детях.

То есть методики, которые, по сути, были лекарством для детей с отставанием в развитии, применили к нормально развивающимся детям. Но разве нужно здоровым детям лекарство? То, что лечит больного, здорового калечит. Из этого можно сделать вывод, что здоровым детям не только не нужно систематическое раннее обучение - оно может негативно отразиться на развитии ребенка.

Конечно, родители чаще всего учат детей с хорошими намерениями, но иногда это обучение нужно больше им, чем ребенку. Некоторым родителям важно, чтобы их совесть была спокойной («мы тебя учили с рождения»), чтобы было чем похвастать перед друзьями и близкими («вот он какой умный у нас», «мы не ленимся учить ребенка», «мы не жалеем денег на обучение»). При помощи раннего обучения детей эти родители просто удовлетворяют свои амбиции. Я и сама, будучи беременной, мечтала о том, что буду учить ребенка читать уже в два года. Мне тоже очень нравится заниматься с ребенком и не терпится начать обучать его всему, что я знаю сама. Мне тоже интересно читать и хочется поскорее иметь возможность обсуждать прочитанное с ребенком, но... меньше всего я хочу торопить время.

Когда появилась мода на раннее обучение, родители кинулись покупать детям всевозможные книги, обучающие карточки, кубики, аудио- и видеопрограммы. Например, очень популярны до сих пор обучающие фильмы Бэби Эйнштейн (Baby Einstein). Но, как оказалось, эти фильмы не являются развивающими или обучающими - соответствующее заявление сделала фирма-производитель и отозвала свою продукцию с возвратом денег покупателям.

Обучение при помощи видео оказалось не только не полезным, но, возможно, и вредным. В частности, исследование воздействий видео Baby Einstein и Brainy Baby на развитие детей, проведенное Фредериком Циммерманом и Димитрием Кристакиом, показало, что учебные программы для малышей приносят больше вреда, чем пользы - они фактически задерживают развитие речи у детей, еще не умеющих ходить. Чем чаше дети смотрели видео, тем меньше слов они знали. Дети нуждаются в обучении с глазу на глаз.

Дети, проводящие много времени перед мониторами, вполне возможно, имеют задержки речевого развития из-за недостатка живого общения. К тому же видеопрограммы воспитывают поколение «чрезмерно стимулированных» детей, так как изображение на экране очень быстро мелькает, Меняется, они привыкают к такому ритму, и обычная жизнь начинает казаться им серой и скучной. Чем больше дети смотрят видео, тем меньше они смогут затем концентрироваться на каком-то занятии, в том числе - при обучении.

Кстати, просмотр телевизора и просиживание за компьютером, даже если ребенок смотрит мультфильмы или обучающие программы, так же негативно сказывается на развитии. К мультфильмам, например, ребенок привыкает очень быстро, поэтому чем позже он с ними познакомится, тем лучше. Он ничего теряет, а, наоборот, сохраняет способность искать и находить себе более увлекательные и подвижные занятия, чем простое созерцание двигающихся рисунков на мониторе. Для того чтобы ребенок не проводил слишком много времени перед телевизором или компьютером, нужно, чтобы и другие члены семьи не делали этого, ведь ребенок будет брать с них пример.

Очень часто методики раннего обучения называют методиками раннего развития, но суть их различна. Точно так же есть разница между развивающими и обучающими игрушками. У нас дома сохранились «развивающие» разноцветные кубики, шарики и даже карусель для детской кроватки (не использовали, кстати, ни то ни другое). Мне теперь просто смешно, что мы их купили специально, поскольку любой предмет, который попадает в руки ребенку, способствует его развитию. Учитывая то, что для ребенка практически любая вещь является развивающей, - она для него новая, отличающаяся по цвету, размеру, назначению и возможностям, - продажа дорогих «развивающих» игрушек - все равно что продажа воздуха. Ребенок может сколько угодно изучать окружающий мир, но ни один ребенок долго не играет «развивающими» игрушками.

Естественное развитие всегда последовательное и умеренное, ребенок учится постепенно, двигаясь от простого к сложному. Если же взрослые пытаются его обучать тогда, когда он еще не готов к этому, то все происходит с точностью до наоборот.

Специалисты, работающие с детьми, считают, что ранее обучение, в частности:

  • ведет к перегрузке организма и его истощению;
  • может «убить» познавательный интерес у ребенка на много лет вперед;
  • может испортить отношения между ребенком и родителями, если они учат ребенка вопреки его желанию;
  • из-за слишком раннего развития логического мышления у ребенка может пострадать развитие эмоциональной сферы.

Вред от раннего обучения не всегда очевиден, но иногда он более чем реален. Общая длительность монотонных занятий с детьми, согласно рекомендациям ВОЗ, не должна превышать 10-20 минут вдень в раннем возрасте, 45 минут в день -до пяти лет и одного часа в день - до семи лет. Речь идет о любых монотонных занятиях, даже подходящих по возрасту: рисование, лепка, игра на музыкальном инструменте или другие. При раннем обучении эти нормы многократно превышаются, из-за чего дети слишком устают. Если заниматься с детьми мало - результата не будет, если заниматься много - будет, но, возможно, в виде болезней, депрессий или страхов. Сложно увидеть здравый смысл в раннем обучении, поскольку слишком много факторов нужно учитывать, чтобы не навредить детям.

Некоторые дети не выдерживают учебных нагрузок, и у них появляются психологические либо другие проблемы со здоровьем. Но есть дети, которым раннее обучение может нанести ощутимый вред с большей вероятностью, чем другим.

Многие дети сначала очень хорошо и с интересом учатся, но через несколько лет интерес к учебе пропадает. Дети, которых начали обучать с пеленок, с возрастом в лучшем случае сравниваются в знаниях и навыках со своими сверстниками (если говорить о формальных навыках), а в худшем - теряют интерес к учебе и начинают учиться хуже них. К сожалению, этого не знают родители, которые сначала не загадывают так далеко вперед, а когда обнаруживают отдаленные во времени негативные последствия раннего обучения, то уже поздно что-то менять.

Умение решать однотипные задачки и отвечать на стандартные тесты - ничто по сравнению с умением общаться, разбираться в людях, а ведь именно этих способностей часто не хватает вундеркиндам. И если рано или поздно все дети сравниваются в умении писать, читать и считать, то те, у кого ранее были эмоциональные проблемы, вынуждены жить с ними всю жизнь.

Обычно раннее обучение начинают с обучения чтению.

Чтение кажется взрослым очень простой и обыденной вещью, но это сложный логический процесс! Отдельные буквы ребенок любого возраста запоминает легко, так как большинство детей до 5-6 лет воспринимают буквы только как рисунки, которые ничего для них не значат. Самостоятельное чтение может быть для них преждевременным. Есть смысл учить читать ребенка, когда он понимает, что речь можно «рисовать», передавать слова в письменном виде, и когда сам ребенок уже умеет говорить. То есть когда у него уже достаточно развита логика.

В возрасте одного-двух лет большинство детей не понимают даже того, что можно рисовать вещи, и тем более не понимают, что можно «рисовать» речь. Учить чтению в раннем возрасте просто бессмысленно. Когда мы рисовали с моим годовалым сыном и я предлагала ему нарисовать что-то конкретное с натуры и ставила перед ним игрушку, например, мячик и говорила «давай нарисуем мячик», то он понимал это как «давай разрисуем мячик».

Очень часто маленькие дети, читающие слоги или целые слова, не умеют складывать буквы в слоги. Это кажется неважным, но на самом деле это важно, так как если ребенку легко дается складывание слогов, это значит, что он уже готов к чтению и у него уже достаточно развито логическое мышление. Если же нет, то это не чтение, а квазичтение. То есть «как бы чтение», но не чтение. Дети имеют отличную механическую память и просто запоминают целые слоги или слова, но если они не способны складывать буквы в слоги, а слоги в слова - это пока не настоящее чтение.

Почему раннее обучение стало таким популярным? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Одной из причин его популярности может быть бытовавшее ранее в научном мире мнение, что «левое полушарие мозга доминирует, а правая половина мозга играет подчиненную, второстепенную роль. Другая причина - желание производителей заработать, продавая, по сути дела, воздух: методики раннего развития, обучающие и развивающие игрушки, образовательные услуги для младенцев и дошкольников и т. п.

Исследований на тему вреда раннего обучения пока очень мало, но ажиотаж вокруг него уже слегка поутих. Проводить подобные исследования часто просто некому. Производители в них не заинтересованы - они могут потерять доходы, а родители или специалисты, которые заинтересованы, не имеют возможности, в первую очередь финансовой, их проводить. В то же время я все чаще встречаю статьи практикующих детских психологов и педагогов, пишущих о том, что раннее обучение может принести вред здоровью ребенка, и описывающих реальные случаи из своей практики. Надеюсь, миф о необходимости раннего (ускоренного) обучения с их помощью когда-нибудь будет окончательно развеян.

Рассказать друзьям