Морозов танк т 34 биография. Бронзовый бюст А.А

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МОРОЗОВ Александр Александрович (1904-79) - российский конструктор, генерал-майор-инженер (1945), доктор технических наук (1972), дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1974). Под руководством Морозова созданы легкие танки БТ-2, БТ-5, БТ-7 и др. Участник разработки среднего танка Т-34 и др. Ленинская премия (1967). Государственная премия СССР (1942, 1946, 1948).

  • - , революционер-народник, учёный, почётный член АН СССР. В революционном движении с 1874...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - - живописец народного быта и портретист, сын художника...

    Художественная энциклопедия

  • - Писатель; родился в 1944 г.; окончил философский факультет МГУ; работал редактором в издательстве; был близок кругу "смогистов" - молодых эстетствующих литераторов...
  • - Род. 1904, ум. 1979. Конструктор, создатель военной техники. Трижды лауреат Государственной премии СССР, лауреат Ленинской премии. Дважды Герой Социалистического Труда. Генерал-майор-инженер...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - живописец народного быта и портретист, сын художника, род. в СПб. в 1835 г., учился в Имп. академии художеств с 1851 г. Получил в 1861 г. малую золотую медаль за картину "Отдых на сенокосе"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Начальник Главного штаба - первый заместитель главнокомандующего Сухопутных войск Вооруженных Сил России с июня 2001 г., генерал-лейтенант; родился в 1947 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Народный депутат РФ, был председателем подкомитета Комитета Верховного Совета РФ по вопросам работы Советов народных депутатов и развитию самоуправления, входил в состав фракции "Левый центр", был членом "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - I живописец народного быта и портретист, сын художника, род. в СПб. в 1835 г., учился в Имп. академии художеств с 1851 г. Получил в 1861 г. малую золотую медаль за картину "Отдых на сенокосе", окончил академический...
  • - живописец-жанрист: ум. в 1904...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский политический деятель. Род. в середине 1850-х гг.; из 6 класса гимназии уволен за политическую пропаганду во время движения в народ; в начале 1870-х гг. работал на фабриках в Москве...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский живописец. Учился в петербургской АХ у А. Т. Маркова...
  • - русский революционный и общественный деятель, учёный, писатель, почётный член АН СССР по химическому и физико-математическому отделению. Сын помещика и крепостной крестьянки...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский конструктор, генерал-майор-инженер, доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда...
  • - российский литературовед. Труды по истории русской и зарубежной литературы. Книга "М. В. Ломоносов" . Переводы...

    Большой энциклопедический словарь

  • - российский ученый, почетный член АН СССР. Член кружка "чайковцев", "Земли и воли", Исполкома "Народной воли", участник покушений на Александра II. В 1882 приговорен к вечной каторге...

    Большой энциклопедический словарь

"МОРОЗОВ Александр Александрович" в книгах

МОРОЗОВ Николай Александрович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

МОРОЗОВ Николай Александрович 25.6(7.7).1854 – 30.7.1946Поэт, ученый, мемуарист. Народоволец, в 1882 был приговорен к пожизненному заключению, которое отбывал сначала в Петропавловской крепости, а с 1884 – в Шлиссельбурге. В заключении написал 26 томов произведений разных жанров,

Николай Александрович Морозов Повести моей жизни Том 2

Из книги Повести моей жизни. Том 2 автора

Николай Александрович Морозов Повести моей жизни Том 2 Н. А.

Александр Александрович Морозов

Из книги Воспоминания Главного конструктора танков автора Карцев Леонид Николаевич

Александр Александрович Морозов Мои отношения с Александром Александровичем Морозовым складывались неоднозначно. У читателя может возникнуть впечатление, что между нами в основном были отношения антагонистического толка. Спору нет, я всегда стремился к тому, чтобы

Николай Александрович Морозов Повести моей жизни Том 1

Из книги Повести моей жизни. Том 1 автора Морозов Николай Александрович

Николай Александрович Морозов Повести моей жизни Том 1 ПРЕДИСЛОВИЕ Н. А. Морозов (середина 70-х годов) Настоящее издание «Повестей моей жизни» выдающегося русского ученого в области естествознания, старейшего революционера, почетного члена Академии наук СССР

III. Николай Александрович Морозов: через тернии – к звездам

Из книги Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке автора Субетто Александр Иванович

III. Николай Александрович Морозов: через тернии – к звездам Перед нами, весь покрытый белой пеленой снега и залитый солнечными лучами, расстилался отлогий южный склон Салева, медленно понижавшийся от нас и затем обратно поднимавшийся вверх, образуя вдали на фоне

4. Николай Александрович Морозов

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

4. Николай Александрович Морозов Морозов поставил вопрос существенно шире и глубже чем Ньютон. Он распространил критический анализ вплоть до VI века н.э., обнаружив и здесь необходимость в коренных передатировках. Хотя Морозову также не удалось выявить какую-либо систему

3.3. Николай Александрович Морозов

Из книги 400 лет обмана. Математика позволяет заглянуть в прошлое автора Носовский Глеб Владимирович

3.3. Николай Александрович Морозов Н. А. Морозов (1854–1946) - выдающийся русский ученый-энциклопедист. С. И. Вавилов писал о нем: «Н. А. Морозов соединил в себе беззаветное общественное, революционное служение родному народу с совершенно поразительным увлечением научной

Из книги автора

3.1.3. Николай Александрович Морозов С.И. Вавилов писал о Н.А. Морозове следующее: «Н.А. Морозов соединил в себе беззаветное общественное, революционное служение родному народу с совершенно поразительным увлечением научной работой. Этот научный энтузиазм, совершенно

6. Николай Александрович Морозов

Из книги Математическая хронология библейских событий автора Носовский Глеб Владимирович

6. Николай Александрович Морозов Морозов поставил вопрос существенно шире и глубже, чем Ньютон.Он распространил критический анализ вплоть до VI века н. э., обнаружив и здесь необходимость коренных передатировок. Хотя Морозову также не удалось выявить какую-либо систему в

3.1.3. Николай Александрович Морозов

Из книги Введение в Новую Хронологию. Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

3.1.3. Николай Александрович Морозов Н.А. Морозов соединил в себе беззаветное общественное, революционное служение родному народу с совершенно поразительным увлечением научной работой. Этот научный энтузиазм, совершенно бескорыстная, страстная любовь к научному

Морозов Александр Александрович

БСЭ

Морозов Александр Иванович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Морозов Николай Александрович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

АЛЕКСАНДР МОРОЗОВ

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

АЛЕКСАНДР МОРОЗОВ Морозов Александр Григорьевич родился 24 сентября 1944 года в Москве в семье врача и учительницы. Окончил филологический факультет МГУ (1968). Работал в газетах «Московский комсомолец», «Литературная газета», редактором книжной серии «Эврика» в

За что мы должны их любить? Современная психодрама Леонид Бажанов, Олег Кулик, Александр Морозов, Андрей Ерофеев, Александр Копировский

Из книги Тем временем: Телевизор с человеческими лицами автора Архангельский Александр Николаевич

За что мы должны их любить? Современная психодрама Леонид Бажанов, Олег Кулик, Александр Морозов, Андрей Ерофеев, Александр Копировский Участники: Леонид Бажанов, который руководит Государственным Центром Современного Искусства, Олег Кулик, который крайне успешно

– главный конструктор завода имени Коминтерна Наркомата танковой промышленности СССР; начальник и главный конструктор Харьковского КБ машиностроения Министерства оборонной промышленности СССР.

Родился 29 октября 1904 г. в Бежице в семье слесаря Брянского завода (ныне БМЗ). За активное участие в революционном движении 1905 – 1907 гг. его отца Александра Дмитриевича выслали в Бердянск, позже он переехал в Харьков.

В семье было пять детей, Александр был старшным, поэтому после окончания реального училища пятнадцатилетним подростком ему пришлось работать на Харьковском паровозостроительном заводе.

С ноября 1926 г. проходил срочную службу в армии на должности авиационного техника – моториста (в Киевском военном округе). Демобилизован в 1928 г.

С октября 1928 г. работал конструктором в конструкторском бюро Харьковского паровозостроительного завода. В 1931 г. окончил Харьковский машиностроительный техникум. С 1931 г. стал руководителем группы в конструкторском бюро, в 1936-1938 гг. – начальником сектора по новому проектированию, с 1938 г. – заместителем начальника, затем начальником кондукторского бюро и заместителем главного конструктора. Принимал участие в разработке первого отечественного среднего танка Т-24 (1930 г.), а также лёгких колёсно-гусеничных танков БТ-2 (1931 г.), БТ-5 (1932 г.), БТ-7 (1935) и БТ-7М (1939), которые наряду с Т-26 составляли в 1930-х гг. основу танкового вооружения РККА. В качестве технического руководителя проекта совместно с М.И.Кошкиным и Н.А.Кучеренко возглавлял разработку среднего Танка Т-34, принятого на вооружение в декабре 1939 г. и ставшего впоследствии лучшим танком Второй мировой войны.

В октябре 1940 г., после смерти М.И.Кошкина. А.А.Морозов назначен главным конструктором конструкторского бюро Харьковского паровозостроительного завода. В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Нижний Тагил Свердловской области. С октября 1941 г. по ноябрь 1951 г. – главный конструктор конструкторского бюро Уральского танкового завода. В годы войны руководил модернизацией танка Т-34, под его руководством разработаны танки Т-34- 35 (1943), Т-44 (1945) и T-54 (1946). Танк T-54 по оценке специалистов является лучшим отечественным танком послевоенных лет.

За выдающиеся заслуги в деле организации производства, конструирования и усовершенствования танков и умелое руководство заводами Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1943 года Морозову Александру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.

В ноябре 1951 г. – мае 1976 г. – главный конструктор Харьковского конструкторского бюро по машиностроению при Харьковском машиностроительном заводе имени В.А.Малышева. Под его руководством разработаны танки Т-64 (1963 г.) и Т-64А (1966 г.), совершившие переворот в танкостроении.

За большой вклад в повышение обороноспособности страны и в связи с 70- летием Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1974 года Морозов Александр Александрович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» с вручением ордена Ленина.

1972 г. – доктор технических наук. С июня 1976 г. Александр Александрович стал консультантом Харьковского конструкторского бюро машиностроения и член Научно-технического Совета Министерства оборонной промышленности СССР.

Дважды Герой социалистического труда - 1943, 1974;

3 ордена Ленина (июнь 1942, 1943, 1974);

Орден Октябрьской Революции;

Орден Кутузова I степени;

Орден Суворова II степени;

3 Ордена Трудового Красного Знамени;

Орден Красной Звезды;

Лауреат Ленинской премии – 1967;

Сталинская премия СССР – 10 апреля 1942 («за разработку конструкции нового типа среднего танка»), 1946, 1948 («за создание нового танка» (Т-54)).

В честь А.А. Морозова названы:

  • Харьковский механический техникум им. А.А.Морозова;
  • Специальное конструкторское бюро машиностроения (танковое);
  • Улица в Харькове на Балашовке.

В Брянске у ДК Брянского машиностроительного завода установлен бюст Александра Морозова (открыт 8 мая 1982 года).

Литература

  1. Соколов, Я. Д. Брянск – город древний / Яков Соколов. – Брянск, 2006. – С. 385 – 387.
  2. Максимкин, В. Главный конструктор (К 80-летию со дня рождения А.А. Морозова) / В. Максимкин // Блокнот агитатора. – 1984. – № 20. – С. 26-28.
  3. Праздник Победы // Блокнот агитатора. – 1979. – № 7. – С. 23 – 24.
  4. Осипенко Л. Конструктор (К 75-летию со дня рождения дважды Героя Социалистического Труда А.А. Морозова) / Л. Осипенко // Блокнот агитатора. – 1979. – № 18. – С. 31 – 32.
  5. // Красная звезда. – 1979. – 16 июня (№ 136). – С. 3.
  6. Александр Александрович Морозов // Известия. – 1979. – 16 июня. – № 138. – С. 3.
  7. Соколов Я., Русанов Р . Главный конструктор / Я. Соколов, Р. Русанов // Брянский рабочий. – 1984. – 28 октября. – № 249. – С. 4.
  8. Морозов Александр Александрович // Герои страны. – 2000. –[Режим доступа: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10117].

МОРОЗОВ
Александр Александрович
29(16).10.1904 - 14.06.1979


Александр Александрович Морозов родился в городе Бежица Брянского уезда Орловской губернии (ныне Бежицкий район областного центра Брянска) в семье рабочих. В 1914 семья переехала в Харьков и отец А.А. Морозова, Александр Дмитриевич, поступает работать на Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ).

После окончания пяти классов реального училища Александр Морозов в марте 1919 года устроился на завод переписчиком технических документов в Технической конторе ХПЗ, а с мая 1923 года уже работает в качестве чертежника-конструктора. В ноябре 1926 Александр Александрович призывается на службу в Красную Армию. Службу проходил в Киеве, в двадцатой авиационной эскадрилье красноармейцем.

В 1928 году, после демобилизации, возвращается на ХПЗ, и с 18 октября 1928 начинает работу в танковой конструкторской группе под руководством первого руководителя этой группы И.Н. Алексенко. В это время Морозов принимает активное участие в разработке танков Т-12 и Т-24. В течение 2-х лет, без отрыва от основной работы, он учится в Московском заочном механическом институте им. Ломоносова, а затем в механическом техникуме при ХПЗ. В 1933 году Александр Александрович поступает на учебу в сектор боевой подготовки Дома Красной Армии и 1 мая 1934 года оканчивает курсы командиров танка БТ.

29 июля 1936 года Морозов становится начальником сектора нового проектирования. В этой должности произошла его встреча с М.И. Кошкиным, который в 1937 году был назначен главным конструктором танкового КБ ХПЗ. Хорошо разбиравшийся в людях Михаил Ильич довольно быстро заметил Морозова и сделал его своим заместителем.

В это время по заданию Автобронетанкового Управления (АБТУ) РККА разворачиваются работы по созданию нового колесно-гусеничного маневренного танка А-20. Анализ конструкции танка А-20 показал, что он незначительно, по основным ТТХ, превосходит танк БТ-7М, и в КБ, в инициативном порядке, параллельно ведется разработка принципиально нового гусеничного танка А-32. В это время Морозов является ведущим инженером этих проектов. В результате целенаправленной доработки опытного образца А-32 в КБ был создан новый танк Т-34, который в дальнейшем стал основным танком Советской Армии в годы Великой Отечественной войны, и в последствии был признан лучшим танком Второй Мировой войны.

Как техническому руководителю проекта по разработке танка Т-34 10 апреля 1942 года А.А. Морозову (вместе с М.И. Кошкиным и Н.А. Кучеренко) была присуждена Сталинская премия 1-й степени. В представлении на Сталинскую премию от 23 марта 1942 года, подписанном заместителем начальника ГАБТУ РККА генерал-майором технических войск И.А. Лебедевым и военным комиссаром ГАБТУ полковым комиссаром Н.И. Бирюковым, указывалось, что «главный конструктор завода №183 А.А. Морозов и начальник серийно-конструкторского отдела того же завода Н.А. Кучеренко являются авторами и активнейшими творцами в создании и усовершенствовании среднего танка Т-34, который явился одним из лучших танков по своей конструкции и тактико-техническим данным».

С октября 1940, после смерти М.И. Кошкина, должность Главного Конструктора КБ занял Александр Александрович Морозов. В тот момент ему было только 36 лет. В это время в КБ рождаются танковые проекты А-43 и А-44. В это время танковое конструкторское бюро завода №183 (отдел 520) состояло из 106 человек (12 конструкторских групп) во главе с Главным конструктором А.А. Морозовым и двумя его заместителями — Н.А. Кучеренко и А.В. Колесниковым. С началом Великой Отечественной войны КБ вместе с заводом эвакуируется в город Нижний Тагил, где организовывается танковое производство.

В октябре 1941 года А.А. Морозов был назначен Главным конструктором Уральского танкового завода. В 1943 году за исключительные заслуги перед государством в деле организации производства, конструирования и усовершенствования танков Морозову присвоено звание «Герой Социалистического Труда».

Настоятельное требование военных об увеличении огневой мощи танка и напряженный труд конструкторов КБ привел к созданию танка Т-34-85, способного на равных сражаться с новыми германскими тяжелыми танками. 22 января 1945 года Александру Александровичу за разработку и непрерывное совершенствование танка Т-34 Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было присвоено воинское звание генерал-майора инженерно-танковой службы.

В конце войны в КБ, под руководством А.А. Морозова, создается средний танк Т-44, а уже после войны – танк Т-54. За участие в создании каждого из этих танков ему присуждаются Сталинские премии.

13 ноября 1951 года Александр Александрович приказом Министра переводится в Харьков, на свой родной завод, и сразу включается в работу по созданию нового, еще более совершенного танка. И уже в октябре 1963 года был создан танк Т-64, на десятилетия опередивший танкостроение всего мира, и ставший базовой машиной, на основе которой были созданы танки Т-72, Т-80, Т-84 и др.

Несмотря на свою колоссальную загруженность на работе, Александр Александрович всегда вел активную общественную деятельность: не единожды избирался членом райкомов и обкомов партии, в 1976 году был избран делегатом XXV съезда КПСС. К любой работе, самой незначительной, Александр Александрович тщательно готовился. Столь же серьезно он относился и к общению с сотрудниками, всегда внимательно выслушивал и по мере возможности в сложных ситуациях помогал, поддерживал, при этом не терпел общих фраз, расплывчатых заявлений, не определенных и неточных формулировок.

В 60-е годы А.А. Морозов раскрывается не только как выдающийся конструктор, но и как ученый. Он проводит глубокий анализ направлений в проектировании танков, и основываясь на богатейшем производственном опыте и накопленном техническом материале, пишет научную работу. Высшая аттестационная комиссия, высоко оценив ее, присваивает ему, не имевшему высшего образования, ученую степень доктора технических наук решением от 5 мая 1972 года.

В 1974 году Указом Президиума Верховного Совета СССР, за выдающиеся заслуги в деле развития отечественного танкостроения и в связи с 70-летием А.А. Морозова наградили Орденом Ленина и второй Золотой Медалью Героя Социалистического Труда.

С 4 июня 1976 года Александр Александрович по состоянию здоровья покидает пост Главного конструктора и начальника КБ ХКБМ им. В.А. Малышева, проработав на этой должности 10 лет. Но его связь с КБ не прекращается, он еще долго является консультантом КБ и членом Научно-Технического Совета Министерства, плоть до своей кончины 14 июня 1979 года. На каком бы посту не находился Александр Александрович, он всегда и везде в первую очередь оставался Конструктором.

А.А. Морозов удостоен следующих высоких званий и наград: дважды Герой Социалистического труда (1942, 1974); лауреата Ленинской премии (1967); трижды лауреата Государственной премии (1942, 1946 и 1948); заслуженного машиностроителя УССР; и награжден: трижды орденом Ленина; орденом Октябрьской революции; орденом Суворова II степени; орденом Кутузова I степени; трижды орденом Трудового Красного Знамени; орденом Красной Звезды; многими медалями Советского Союза.

В целях увековечивания памяти Александра Александровича Правительством был принят ряд постановлений: присвоено имя А.А. Морозова Конструкторскому бюро, где он проработал более 50 лет, из них 36 был в должности главного конструктора; присвоено имя А.А. Морозова Харьковскому механическому техникуму, который он окончил в числе первых выпускников; переименована одна из улиц Харькова (Юмтовская) в улицу имени А.А. Морозова; в г. Брянске и на заводе, где он работал, установлены бронзовые бюсты А.А. Морозова.

Гражданство:

СССР СССР

Дата смерти: Награды и премии: Сайт:


Алекса́ндр Алекса́ндрович Моро́зов ( - ) - советский инженер-конструктор , генерал-майор -инженер, один из создателей танка Т-34 . Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.

Биография

См. также

Напишите отзыв о статье "Морозов, Александр Александрович"

Литература

  • Морозов А.А. Танки и люди. Дневник главного конструктора. - BTVT.narod.ru: Обработка записей, подготовка и оформление рукописи выполнена к.т.н. В. Л. Чернышевым, 2006.
  • Листровой В., Слободин К. Конструктор Морозов. - М .: Политиздат, 1983. - 80 с. - (Герои Советской Родины).

Ссылки

Сайт «Герои Страны ».

Отрывок, характеризующий Морозов, Александр Александрович

– Ежели бы не моя истинная любовь и преданность дяде, – сказала она, с особенною уверенностию и небрежностию выговаривая это слово: – я знаю его характер, благородный, прямой, но ведь одни княжны при нем…Они еще молоды… – Она наклонила голову и прибавила шопотом: – исполнил ли он последний долг, князь? Как драгоценны эти последние минуты! Ведь хуже быть не может; его необходимо приготовить ежели он так плох. Мы, женщины, князь, – она нежно улыбнулась, – всегда знаем, как говорить эти вещи. Необходимо видеть его. Как бы тяжело это ни было для меня, но я привыкла уже страдать.
Князь, видимо, понял, и понял, как и на вечере у Annette Шерер, что от Анны Михайловны трудно отделаться.
– Не было бы тяжело ему это свидание, chere Анна Михайловна, – сказал он. – Подождем до вечера, доктора обещали кризис.
– Но нельзя ждать, князь, в эти минуты. Pensez, il у va du salut de son ame… Ah! c"est terrible, les devoirs d"un chretien… [Подумайте, дело идет о спасения его души! Ах! это ужасно, долг христианина…]
Из внутренних комнат отворилась дверь, и вошла одна из княжен племянниц графа, с угрюмым и холодным лицом и поразительно несоразмерною по ногам длинною талией.
Князь Василий обернулся к ней.
– Ну, что он?
– Всё то же. И как вы хотите, этот шум… – сказала княжна, оглядывая Анну Михайловну, как незнакомую.
– Ah, chere, je ne vous reconnaissais pas, [Ах, милая, я не узнала вас,] – с счастливою улыбкой сказала Анна Михайловна, легкою иноходью подходя к племяннице графа. – Je viens d"arriver et je suis a vous pour vous aider a soigner mon oncle . J`imagine, combien vous avez souffert, [Я приехала помогать вам ходить за дядюшкой. Воображаю, как вы настрадались,] – прибавила она, с участием закатывая глаза.
Княжна ничего не ответила, даже не улыбнулась и тотчас же вышла. Анна Михайловна сняла перчатки и в завоеванной позиции расположилась на кресле, пригласив князя Василья сесть подле себя.
– Борис! – сказала она сыну и улыбнулась, – я пройду к графу, к дяде, а ты поди к Пьеру, mon ami, покаместь, да не забудь передать ему приглашение от Ростовых. Они зовут его обедать. Я думаю, он не поедет? – обратилась она к князю.
– Напротив, – сказал князь, видимо сделавшийся не в духе. – Je serais tres content si vous me debarrassez de ce jeune homme… [Я был бы очень рад, если бы вы меня избавили от этого молодого человека…] Сидит тут. Граф ни разу не спросил про него.
Он пожал плечами. Официант повел молодого человека вниз и вверх по другой лестнице к Петру Кирилловичу.

Пьер так и не успел выбрать себе карьеры в Петербурге и, действительно, был выслан в Москву за буйство. История, которую рассказывали у графа Ростова, была справедлива. Пьер участвовал в связываньи квартального с медведем. Он приехал несколько дней тому назад и остановился, как всегда, в доме своего отца. Хотя он и предполагал, что история его уже известна в Москве, и что дамы, окружающие его отца, всегда недоброжелательные к нему, воспользуются этим случаем, чтобы раздражить графа, он всё таки в день приезда пошел на половину отца. Войдя в гостиную, обычное местопребывание княжен, он поздоровался с дамами, сидевшими за пяльцами и за книгой, которую вслух читала одна из них. Их было три. Старшая, чистоплотная, с длинною талией, строгая девица, та самая, которая выходила к Анне Михайловне, читала; младшие, обе румяные и хорошенькие, отличавшиеся друг от друга только тем, что у одной была родинка над губой, очень красившая ее, шили в пяльцах. Пьер был встречен как мертвец или зачумленный. Старшая княжна прервала чтение и молча посмотрела на него испуганными глазами; младшая, без родинки, приняла точно такое же выражение; самая меньшая, с родинкой, веселого и смешливого характера, нагнулась к пяльцам, чтобы скрыть улыбку, вызванную, вероятно, предстоящею сценой, забавность которой она предвидела. Она притянула вниз шерстинку и нагнулась, будто разбирая узоры и едва удерживаясь от смеха.
– Bonjour, ma cousine, – сказал Пьер. – Vous ne me гесоnnaissez pas? [Здравствуйте, кузина. Вы меня не узнаете?]
– Я слишком хорошо вас узнаю, слишком хорошо.
– Как здоровье графа? Могу я видеть его? – спросил Пьер неловко, как всегда, но не смущаясь.
– Граф страдает и физически и нравственно, и, кажется, вы позаботились о том, чтобы причинить ему побольше нравственных страданий.
– Могу я видеть графа? – повторил Пьер.
– Гм!.. Ежели вы хотите убить его, совсем убить, то можете видеть. Ольга, поди посмотри, готов ли бульон для дяденьки, скоро время, – прибавила она, показывая этим Пьеру, что они заняты и заняты успокоиваньем его отца, тогда как он, очевидно, занят только расстроиванием.
Ольга вышла. Пьер постоял, посмотрел на сестер и, поклонившись, сказал:
– Так я пойду к себе. Когда можно будет, вы мне скажите.
Он вышел, и звонкий, но негромкий смех сестры с родинкой послышался за ним.
На другой день приехал князь Василий и поместился в доме графа. Он призвал к себе Пьера и сказал ему:
– Mon cher, si vous vous conduisez ici, comme a Petersbourg, vous finirez tres mal; c"est tout ce que je vous dis. [Мой милый, если вы будете вести себя здесь, как в Петербурге, вы кончите очень дурно; больше мне нечего вам сказать.] Граф очень, очень болен: тебе совсем не надо его видеть.
С тех пор Пьера не тревожили, и он целый день проводил один наверху, в своей комнате.
В то время как Борис вошел к нему, Пьер ходил по своей комнате, изредка останавливаясь в углах, делая угрожающие жесты к стене, как будто пронзая невидимого врага шпагой, и строго взглядывая сверх очков и затем вновь начиная свою прогулку, проговаривая неясные слова, пожимая плечами и разводя руками.
– L"Angleterre a vecu, [Англии конец,] – проговорил он, нахмуриваясь и указывая на кого то пальцем. – M. Pitt comme traitre a la nation et au droit des gens est condamiene a… [Питт, как изменник нации и народному праву, приговаривается к…] – Он не успел договорить приговора Питту, воображая себя в эту минуту самим Наполеоном и вместе с своим героем уже совершив опасный переезд через Па де Кале и завоевав Лондон, – как увидал входившего к нему молодого, стройного и красивого офицера. Он остановился. Пьер оставил Бориса четырнадцатилетним мальчиком и решительно не помнил его; но, несмотря на то, с свойственною ему быстрою и радушною манерой взял его за руку и дружелюбно улыбнулся.

А. А. МОРОЗОВ — ВЫДАЮЩИЙСЯ КОНСТРУКТОР ТАНКОВ

В. Ф. ПОПКОВ

Вестник бронетанковой техники. 1980. №4

Дважды герой Социалистического Труда, лау-реат Ленинской и Государственной премий, гене-рал-майор-инженер Александр Александрович Мо-розов известен как прославленный конструктор советских танков. Он был одним из создателей знаменитого танка Т-34 и ряда других машин, кон-струкция которых стала классической и определи-ла развитие мирового танкостроения на длитель-ный период.

Трудовая жизнь А. А. Морозова началась в марте 1919 г. на Харьковском паровозостроитель-ном заводе (ныне завод им. Малышева), с кото-рым связана вся творческая судьба выдающегося конструктора. Начав со скромной должности дело-производителя по тракторной технической документации, он постепенно повышал свою квалифи-кацию, становясь копировщиком, чертежником, конструктором. В то время Александр Александ-рович участвовал в разработке гусеничного трак-тора «Коминтерн».

В декабре 1927 г. по решению Правительства на заводе создается танковая конструкторская бригада, в состав которой вошел и молодой кон-структор А. А. .Морозов. Первой работой коллек-тива был легкий танк Т-12. В последующие годы были созданы танки Т-24 и БТ-2. С 1931 г. Алек-сандр Александрович, считавшийся уже опытным конструктором, ведет самостоятельные проработ-ки агрегатов танковых трансмиссий. Слава видно-го конструктора прочно закрепилась за ним, когда в качестве руководителя конструкторской группы А. А. Морозов участвовал в создании танков БТ-5 и БТ-7. В эти годы проявились характерные черты А. А. Морозова: целеустремленность, высокая тех-ническая эрудиция и удивительная способность на-ходить решения казалось бы неразрешимых проб-лем. Создание на заводе серии танков БТ было важным этаном отечественного танкостроения и яркой страницей творческой биографии А. А. Мо-розова.

В 1936 г. А. А. Морозова, как одного из самых опытных конструкторов, назначают начальником сектора КБ по новому проектированию. В этой должности и произошла его встреча с М. И. Кошкиным — выдающимся конструктором, подлинным новатором їв танкостроении, человеком большой души, стойким коммунистом, — который в декабре 1936 г. был назначен главным конструктором тан-кового КБ. Ему импонировали упорство в дости-жении цели, творческая смелость в решении слож-ных задач, необыкновенная работоспособность молодого конструктора, который становится вско-ре его ближайшим помощником.

С приходом М. И. Кошкина в КБ началась большая работа по проектированию перспективно-го танка, закончившаяся созданием знаменитого Т-34. Творческую биографию Александра Алек-сандровича невозможно оторвать от легендарной «тридцатьчетверки». Работа над новым танком началась в октябре 1937 г. после получения от Автобронетанкового управления РККА задания на разработку маневренной колесно-гусеничной машины. Армии нужен был танк, прежде всего с усиленной броневой защитой. Вскоре был создан колесно-гусеничный танк А-20. Он был выполнен в точном соответствии с техническим заданием заказчика, и хотя по основным характеристикам не очень отличался от своего предшественника — танка БТ-7М, в нем был воплощен ряд смелых конструкторских находок. В частности, впервые было применено расположение броневых листов под углом — принцип, ставший ныне классическим и широко применяемым в мировом танкостроении. Однако этот танк не удовлетворяет конструкторов и по предложению М. И. Кошкина коллектив раз-рабатывает «инициативный» танк Т-32, существен-ной особенностью которого была замена сложно-го колесно-гусеничного движителя на более прос-той и надежный гусеничный. Самым страстным сторонником этой идеи был А. А. Морозов.

Исключение колесного хода позволило не толь-ко значительно упростить конструкцию танка, но и за счет сэкономленной массы усилить броневую защиту. На этом образце была установлена длин-ноствольная 76-мм пушка, поставившая средний танк Т-32 в один ряд с тяжелыми танками того времени. Таким образом, танк Т-32 по основным характеристикам был уже близок к будущему тан-ку Т-34.

К 1939 г. на основе большого опыта проекти-рования и испытаний танков М. И. Кошкиным и А. А. Морозовым при участии Н. А. Кучеренко была создана новая концепция гармоничного со-четания основных боевых свойств машины, полу-чившая реальное воплощение и развитие в тан-ках Т-32 и Т-34. Испытания танков А-20 и Т-32, а главное — боевые действия в Финляндии, со всей очевидностью показали правильность этой концепции, удачно заложенной конструкторским коллективом в танке Т-32. В то же время опреде-лились пути развития и повышения боевых ка-честв, в особенности броневой защиты танка.

В предельно короткие сроки конструкторское бюро доработало танк Т-32; был создан образец, впоследствии получивший наименование Т-34 и ставший основным танком Советской Армии в го-ды Великой Отечественной войны. Этот танк был лучшей боевой машиной второй мировой войны и гармонически сочетал мощное вооружение, высо-кую подвижность и бронирование, обеспечившее защиту от всех снарядов противотанковой артил-лерии того времени. Формы корпуса танка стали классическими и в дальнейшем использовались всеми танкостроителями. Благодаря широким гу-сеницам и низкому удельному давлению на грунт танк легко двигался по бездорожью.

Танк Т-34 создавался конструкторским коллек-тивом Харьковского завода им. Коминтерна снача-ла под руководством М. И. Кошкина, а после его смерти в 1940 г. — под руководством А. А. Моро-зова. Ho и на раннем этапе проектирования А. А. Морозов вел разработку важнейших агрега-тов, узлов и систем, танка и вместе с М. И. Кош-киным руководил компоновкой машины в целом — оба они вложили в этот прославленный танк все свои знания, талант и энергию.

В 1940 г. А. А. Морозов назначается главным конструктором завода по танкам. С первых же дней работы в новой должности он проявляет себя не только как конструктор, но и как умелый орга-низатор, способный взять на себя всю ответствен-ность за решение поставленных перед коллективом задач.

В период Великой Отечественной войны фронту нужны были танки, и лозунг: «Все для фронта. Все для победы» стал программой работы КБ. Кон-структорский коллектив под руководством А. А. Морозова отдает все свои силы дальнейше-му совершенствованию конструкции танка Т-34, удешевлению его технологии, организации произ-водства танков на Уральском заводе в количестве, необходимом для фронта.

В 1943 г. на вооружении гитлеровской армии появились новые танки «Тигр» и «Пантера». Они имели утолщенную броню, которая в большинстве случаев не пробивалась 76-мм снарядами танка Т-34. Нужны были срочные ответные меры.

Огромную работу по совершенствованию танка Т-34 пришлось проделать советским конструкто-рам, чтобы устранить временное превосходство немецких танков. В предельно сжатые сроки эта задача была успешно решена. В конце 1943 г. на танк Т-34 была установлена 85-мм пушка, которая практически уравнивала огневую мощь Т-34 с но-выми немецкими танками.

Толщина брони в лобовой части была увеличе-на до 90 мм. Для улучшения обзорности с 1944 г. танки выпускались с командирской башенкой, в которой были установлены пять смотровых при-боров. Это обеспечило командиру круговой обзор и исключило «мертвые» зоны обзорности. Экипаж танка был увеличен до пяти человек. А по скорос-ти, маневренности, проходимости и запасу хода Т-34 по-прежнему превосходил танки противника. Модернизированный танк получил наименование Т-34-85. Никогда не забывавший о перспективе А. А. Морозов постепенно переключает часть кон-структоров на новое проектирование. В весьма ко-роткие сроки на основе узлов Т-34 был спроекти-рован и собран опытный образец машины Т-43 с броней тяжелого танка. Несмотря на то, что завод ежедневно выпускал для фронта танки Т-34, глав-ный конструктор считал, что необходимо начинать серьезную работу над новым танком, в котором были бы учтены опыт боевого применения Т-34 и новые технические идеи. Александр Алекеандрович нацеливает конструкторский коллектив на эту работу и возглавляет ее. В конце войны выходит новый средний танк Т-44, превосходящий по бое-вым качествам в то время серийный танк Т-34-85. Из главных особенностей его конструкции следует отметить применение индивидуальной торсионной подвески и поперечное расположение двигателя. 0,н был принят на вооружение, но выпускался не-долго и послужил переходной моделью к еще бо-лее совершенному танку.

Коллективом Уральского КБ под руководством А. А. Морозова уже в 1949 г. создается новый средний танк Т-54 с мощной 100-мм пушкой, ста-билизированным вооружением вначале в одной, а затем в двух плоскостях, улучшенным управле-нием, амортизаторами в ходовой части, обогревате-лем двигателя и другими усовершенствованиями. Танк Т-54 значительно превосходил все зарубеж-ные танки и благодаря своему техническому уров-ню, простоте и надежности послужил базой для многих модификаций отечественной бронетанковой техники.

До 60-х . гг. танк Т-54 оставался лучшим в мире средним танком. Ho все эти танки Т-34-85, Т-44, Т-54, приходившие на смену друг другу, принадле-жали к одному поколению отечественного танко-строения и были дальнейшим развитием концеп-ции, воплощенной в танке Т-34 еще в 1939 г.

19 ноября 1951 г. Александр Александрович переводится в Харьков на прежнее место своей ра-боты и назначается главным конструктором заво-да им. Малышева, а через год развертывает рабо-ты по созданию нового танка. Проанализировав различные средства для достижения цели, Алек-сандр Александрович остановился на улучшении компоновки, новых комплектующих узлах и более эффективных решениях различных элементов кон-струкции танка. Сформированная им группа ново-го проектирования проработала ряд новых компо-новок и конструктивных схем машины. Среди них главный конструктор выделил особенно удачную схему с новым типом двигателя. Плоский двух-тактный двигатель с оппозитным расположением цилиндров размещался в задней части MTO и имел вал с выводом мощности на оба борта. Две симметричные КП выполняли роль КПП и меха-низмов поворота, что отвечало одному из основ-ных принципов Александра Александровича — ра-циональное совмещение функций узлов. Кроме то-го, впервые на среднем танке были применены эжекционная система охлаждения и оригинальная «двухэтажная» компоновка МТО.

Этот вариант от-личала самая легкая в танкостроении ходовая часть с катками малого диаметра, оригинальная форма корпуса с гнутыми бортами, красивая архи-тектура корпуса и башни. Образец этого танка по-лучил индекс «430». Новая компоновка машины требовала переработки очень многих привычных систем. Среди многих технических проблем Алек-сандр Александрович выделил ключевую — повы-шение характеристик узлов и танка в целом без увеличения его массы. В этом Александр Александ-рович видел залог успеха будущего проекта.

Разработанный и изготовленный в металле опытный образец «430» включал в себя много новых узлов с повышенными техническими харак-теристиками, но все же «отрыв» (по выражению Александра Александровича) характеристик . новой машины от серийного танка Т-54 был невелик и А. А. Морозов — прозорливый конструктор и прин-ципиальный коммунист должен был признать — танк «430» еще рано запускать в серийное произ-водство. На очередном совещании перед ведущи-ми конструкторами ставится новая задача: создать танк, новый в полном смысле этого слова, с массой на уровне серийной машины и резко повышенными боевыми характеристиками, имеющими перспективу дальнейшего развития. Была поставлена задача, по сложности аналогичная созданию Т-34. Так на-чался второй этап напряженной борьбы за новую машину. Работа над проектом танка «430» конеч-но же, не пропала даром: большая часть конструк-тивных решений, найденных при создании этого танка, составила значительный технический задел КБ.

А. А. Морозов в эти дни неоднократно вспоми-нал работу довоенного КБ над проектами Т-32 и Т-34. Он убеждал каждого конструктора в том, что из старых узлов и деталей нового танка не сде-лаешь и вовлекал в поиск новых конструктивных решений, лично предлагая эскизы с новыми схема-ми и конструкциями узлов, новыми идеями по-строения сложных механизмов.

Творческий подъем в коллективе, организатор-ский и конструкторский талант Александра Александровича принесли свои плоды: были созданы первоклассные образцы отечественных танков. В классическую компоновку этих танков был внесен принципиально новый вклад, составивший новую ступень советского танкостроения. Среди усовер-шенствований следует отметить следующие :

· ликвидирован трудоемкий и медленный про-цесс ручного заряжания пушки, выполнение этой функции возложено на автомат заряжания с ра-циональным размещением выстрелов в кольцевом конвейере; автомат заряжания позволил сущест-венно уменьшить бронированный объем за счет исключения из экипажа заряжающего;

· осуществлена надежная противоснарядная (с помощью комбинированной брони) и противо-радиационная (с помощью противорадиационного подбоя) защита экипажа;

· создано MTO самого малого объема (2,7 м 3) за счет компактного двухтактного двигателя и эжекционной системы охлаждения;

· осуществлена кратчайшая передача мощ-ности от двигателя к ведущему колесу посредст-вом соосной компоновки силовой передачи;

· объединены функции КПП и механизма по-ворота с помощью двух планетарных бортовых ко-робок передач;

· создана самая легкая ходовая часть с весь-ма энергоемкой подвеской и катками, с внутрен-ним расположением резины, защищающим ее от механических повреждений и огня;

· приманен "Гидропривод в сочетании с плане-тарными КП. по много раз облегчивший управле-ние танком;

· встроено оборудование подводного вожде-ния (ОПВТ), позволяющее преодолевать водные преграды по дну водоемов любой протяженности.

Свой огромный жизненный и конструкторский опыт Александр Александрович без устали пере-давал молодежи. Он никогда не жалел на это вре-мени и делал это при любом удобном случае. Его принципы конструирования, подход к решению сложных задач, его отношение к конструкциям и конструкторам позволяют говорить о созданной им в КБ школе Морозова, для которой харак-терны: стремление к простоте и снижению массы механизмов; совмещение функций узлов; четкость контуров деталей, узлов, машин; аккуратность в размещении узлов; тщательный анализ принимае-мых решений и непримиримость к временным ре-шениям; полное использование свойств материалов и приспособленность к массовому производству.

Один из выдающихся конструкторов нашего времени А. А. Морозов более полувека отдавал свою энергию и талант укреплению обороноспособ-ности нашей страны. Родина высоко оценила его заслуги. Он был удостоен званий: дважды Героя Социалистического Труда; лауреата Ленинской премии, трижды лауреата Государственной пре-мии и многих правительственных наград.

Постановлением Советского правительства его имя присвоено Харьковскому конструкторскому бюро, о нем напоминают сотни «тридцатьчетверок» на пьедесталах городов нашей Родины, на долгие годы память об А. А. Морозове сохранится в сердцах советских танкистов и танкостроителей.

Рассказать друзьям