Можно ли захоранивать младенца похоронен родственник. Захоронение мертворожденного ребенка: инструкция

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

История с обнаруженными на Урале бочками с останками человеческих плодов высвечивает сразу несколько нерешенных проблем — и этических, и правовых. Обсуждать эту мрачную тему не очень хочется, но если ее не обсуждать, потом приходится иметь дело с выброшенными бочками мумифицированных младенческих останков.

Биологические отходы класса Б

Никакого криминала следственные органы в деле о 251 человеческом плоде, сваленном в овраг возле Невьянска, не нашли. Плоды — это не люди, юридический статус у них — как у вырезанного аппендикса. Терминология, в которой идет общественное обсуждение истории с бочками, едва ли не страшней самих бочек, набитых мертвыми человечками: «медицинский мусор», «биоматериал», «биологические отходы класса Б», а то и просто «отходы». Класс Б — это отходы опасные, потенциально инфицированные и подлежащие обязательному сожжению; регулирует этот процесс СанПиН 2.1.7.728-99 по медотходам.

Как правило, больничные отделения заключают договоры со специальными организациями, которые вывозят медицинские отходы для «обезвреживания термическим способом» и «утилизации на полигоне». Проще говоря, их сжигают на мусоросжигательных заводах и вывозят пепел на свалку. Так что с точки зрения закона под Невьянском нарушены только санитарные правила. «Российская газета» заключает текст об уральской находке так: «Специалисты считают, что в данном случае говорить об этике неправомерно, разве что об экологии и загрязнении окружающей среды».

Однако в нашем обществе довольно велика доля людей, считающих, что об этике как раз и надо говорить. Да, мы все подчиняемся закону. Закон основан на научных представлениях и считает плод человеком при рождении на определенном сроке. Закон обязателен для всех. Но с зачатия или с рождения считать человека человеком — это предмет не научного знания, а личного убеждения. Люди, убежденные, что эмбрион или плод — тоже человек, противятся абортам и полагают, что выбрасывать преждевременно умерших детей на свалку — кощунственно. И если государство не обеспечивает таким детям никакого погребения, то родителям, не желающим утилизировать их как отходы, хотя бы следовало дать право похоронить их самостоятельно. Однако сделать это легально родители чаще всего не могут.

Официально детьми не считаются

С 1 января 2012 года Россия перешла на критерии Всемирной организации здравоохранения, и теперь рожденным ребенок считается не с 28, как раньше, а с 22 недель, с весом от 500 граммов (согласно Приказу Минздравсоцразвития №1687н). После этого срока ребенок при интенсивном выхаживании может выжить вне материнского организма. Ему положено свидетельство о рождении, а если родится мертвым или умрет — то свидетельство о смерти. До этого срока и с меньшим весом — не ребенок, а плод, не рождение, а выкидыш. Эти дети считаются не людьми, а «биологическими отходами».

Их родители имеют законное право забрать их тела, но чтобы похоронить тело, нужно свидетельство о смерти. Оно нужно и для получения льгот: пособия на погребение, декретного пособия и материнского капитала — так что выписывать свидетельство для похорон плода никто не будет. В 2009 году одна мать (в судебном определении — «М.»), у которой возникли проблемы с погребением рожденного на 23-й неделе ребенка без свидетельства о смерти, даже дошла до Верховного суда, требуя пересмотреть правила выдачи этого документа. Верховный суд ей отказал (Определение от 19 ноября 2009 г. №КАС09-525): в этом случае «документом, достаточным для погребения умершего», является выписка из истории болезни. Это определение — вообще, похоже, единственный нормативный документ во всей законодательной базе страны, где упоминается документальное основание для погребения плода.

На практике все происходит примерно так. Любовь Ковалева (фамилия изменена), социальный работник, рассказывает: «В 1983 году, в Саратове, я родила долгожданного мальчика в 22 недели. Он не выжил. Мне его отдали. Мы завернули его в чистую пеленку <…> и похоронили в могиле родственников».

Наталия Волкова, детская писательница, родила мертвых девочек-двойняшек в 2004 году на сроке 25 недель. «Я сразу сказала, что хочу похоронить детей, это для меня очень важно, — воспоминает она. — Но тут меня начали врачи отговаривать: зачем, мол, тебе на всю жизнь могилка, чтобы плакать, — забудь поскорее. Как это можно — забыть собственных детей?! Я написала заявление с просьбой выдать тела. Мне сразу сказали, что поскольку дети мои официально детьми не считаются, то и похоронить официально не получится. Никаких бумаг в роддоме не выдали, но дали телефон морга Морозовской больницы, куда отвезли девочек. Мы позвонили туда, поговорили с сотрудником, он подробно и очень доброжелательно объяснил: что привезти с собой, как хоронить, чтобы не вызывать подозрений у служащих на кладбище. Похоронили в собственноручно сколоченном ящичке, в могиле дедушки».
Казалось бы, сейчас приняты нормативы ВОЗ, по которым дети Любови, Наталии и гражданки М. уже были бы признаны людьми и похоронены по-человечески. Увы, не все так просто. Художница Елена Москаленко (фамилия изменена) дважды теряла преждевременно родившихся детей, и оба раза ей не отдали тела. Первый раз при старых нормах, второй — уже при новых, весной 2012 года. Ребенку, родившемуся на 23-й неделе в московском роддоме, записали вес 496 граммов и отказались спасать. «Я умоляла попробовать выхаживать его. Потом умоляла отдать тело. Мне сказали: у вас не ребенок, а выкидыш, это не человек, забудьте. Наверное, я должна была в ногах у них ползать, чтобы выдали похоронить, но не хватило моральных сил. Никогда себе не прощу», — говорит Елена.

Работа горя

Далеко не все родители готовы и хотят сами хоронить своих детей. Мать обычно начинает чувствовать плод как отдельное существо только на пятом месяце, когда ощущает его шевеления. Чем позже срок, тем тяжелее терять ребенка: 12 недель и 21 — огромная разница.

И утрату все переживают по-разному: одни уничтожают все, что напоминает об умершем ребенке, и стараются забыть его. А другим надо похоронить и отплакать над могилой. Врачи в российских роддомах обычно отговаривают забирать ребенка для похорон. «Мы сейчас обязаны показать женщине мертвого ребенка; для многих и это — травма, — говорит в приватной беседе врач московского роддома. — Мы не рекомендуем забирать тело для захоронения, отмечать потом третий день, девятый, сороковой. Это лишняя травма. Не надо зацикливаться на горе».

В России считается, что показывать умершего ребенка маме и тем более выдавать тело для погребения — это неоправданная жестокость. Некоторые матери сами не хотят этого. Лариса Клюева (имя и фамилия изменены), мать двоих детей, вспоминает о третьем: «Я после выкидыша на 12-й неделе вообще не думала об этом ребенке и ни за что на свете не хотела бы его видеть. Меня волновало только, будут ли у меня еще дети». Семьи стараются уберечь пережившую шок женщину от лишней боли, поэтому тела детей обычно оставляют в больнице, отказ забрать тело подписывают без матери, а если хоронят — тоже без нее. Оглушенные шоком матери ни на чем не настаивают. По свидетельству врачей, забирают своих мертворожденных детей вообще считанные единицы, а если речь идет о плодах до 22 недель — такого почти не бывает.

Камилла, психолог, работающий с утратой, рассказывает: «Я часто встречаюсь с ситуацией, когда мамы, не прошедшие через фазу похорон, не увидевшие ребенка, продолжают мыслями возвращаться к нему, думать, что он, может быть, жив. Если ребенка не держали в руках, не видели — его как будто нет, и работа горя не завершена. Но если мы даем ребенку психологическое право существовать, даем ему имя — матери может стать легче. Одна из моих клиенток не могла забыть свой выкидыш и спустя пять лет; она решила посадить дерево в память о ребенке — и только с этого момента горевание пошло своим чередом, и горе стало ее отпускать».

Большинство матерей, которые потеряли и не оплакали своих слишком рано умерших детей, сталкиваются с негласным общекультурным запретом на горе: нет человека — нет проблемы, о чем плакать? Забудь, нового родишь. Поговорить об ушедшем ребенке не с кем: люди боятся лишний раз ранить, не знают, что сказать, и мать остается наедине с грузом своего горя. Некоторые не выдерживают, начинают сочинять, что ребенок жив, только его продали богатым; ищут его могилу, судятся с роддомом…

Сын Вероники Верейской (имя и фамилия изменены) умер, прожив 18 часов. Матери, как водится, ребенка не показали, несмотря на ее просьбы. Она почти сразу усыновила отказника, но много месяцев пыталась узнать, что стало с телом ее сына. Сейчас, через 21 год молчания, Вероника плачет, рассказывая, как искала его: «Я больше всего боялась, что его залили формалином и показывают студентам. Через два года я нашла патологоанатома в морге, куда его отвезли, и выяснила, что его кремировали и похоронили на территории кладбища при монастыре. Но у меня нет могилы, на которую можно прийти, и я все равно вглядываюсь в лица на улицах и ищу его».

Прощание по-шведски

Многие страны позволяют скорбящим родителям считать своих детей детьми и до 22-недельного срока. Например, в Швеции (вообще известной своим спокойным, принимающим отношением к смерти) официально существуют два способа решать посмертную судьбу плода, условно их можно назвать анонимным и персональным. Анонимный способ — то же, что и в России: кремация вместе с другим «биологическим материалом». Но есть и персональный способ. В этом случае в больнице проводят маленькую церемонию, обычно при участии больничного священника (большинство шведов формально считаются протестантами). Ребенку дают имя (церемония так и называется — namngivning, имянаречение), фотографируют личико, делают отпечаток ножки и ручки на память для родителей. Видеть или не видеть плод, давать или не давать имя, нужны фотографии или нет — выбор родителей. Обычно все это бывает им нужно где-то с четвертого месяца беременности, когда ребенок обретает человеческие черты. Но бывает и так, что они просят проститься с пятисантиметровым плодом, который и в этом случае сохраняют и приносят им на салфеточке. Такую церемонию прощания иногда проводят даже после абортов, особенно тех, которые проводятся по медицинским показаниям. При клиниках работают специалисты, которые называются «кураторами»: они там именно для того, чтобы разговаривать с родителями по-человечески, информировать их о возможности выбора, устраивать церемонии, налаживать контакты со священниками (мусульмане, например, часто зовут муллу); контактировать с похоронным бюро. Впрочем, у нас к смерти относятся иначе, и шведский опыт для россиян скорее шок, чем помощь.

Так вот, об этике

Когда ищешь, как похоронить умершего кота, — все понятно: есть специальные ритуальные агентства, кота можно за отдельную плату индивидуально кремировать и получить урну с пеплом. Но когда ищешь, как похоронить ребенка, рожденного до 22 недель, находишь только СанПиНы по утилизации медотходов. Государство и само не гарантирует в этом случае достойного погребения и выбора семье не оставляет. Нет никакой легальной и понятной альтернативы больничной утилизации. А общество может помочь матери только рекомендацией «забудь».

Так всем легче: прикинуться, что этих детей совсем нет и никогда не было. Унести, спрятать, сжечь, забыть, не видеть в упор. Сделать вид, что в истории с пресловутыми бочками все упирается в вопросы санитарии. Да, но только в вопросы душевной санитарии: это прежде всего для нас, живых, психически антисанитарно выбрасывать наших мертвых на помойку, от этого происходит общая гангрена всего социума. Хотя мертвым, наверное, все равно.

Родителям остается только молиться об успокоении их душ

С общечеловеческой точки зрения у женщины, которая ждала и выносила ребенка, должно быть право похоронить его, если он родился мертворожденным. При этом, его отпевание невозможно. Так прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM ситуацию с обнаружением массового захоронения мертворожденных детей руководитель пресс-службы Пятигорской и Черкесской епархии Евгений Бронский.


«Отпевание, как и другое богослужебное действо, возможно только над крещеным человеком. Ведь крещение не происходит механически. У ребенка есть духовные родители и предполагается, что его будут воспитывать как христианина. В ситуации с мертворожденными детьми это заведомо невозможно», — сказал он.

«Поэтому родители могут только похоронить ребенка и молиться», — добавил представитель церкви.

Один из активистов Ставрополя выступил с предложением провести отпевание мертворожденных младенцев на 40 дней.

Согласно церковным канонам, опубликованным на одном из сайтов ритуальных услуг, «нельзя отпеть в храме мертворожденного и убитого во чреве матери младенца. За успокоение души некрещеных людей обращать молитвы к Богу могут только их родные у себя дома (келейно)».

В обсуждении этой темы на одном из форумов, посвященных материнству и детству, одна из женщин пишет: «До 7 лет святой и чистый! я узнала это недавно, нужно хоронить, отпевать нельзя. Но есть молитва за мертворожденных и умерших в утробе. Можно и нужно хоронить».

Другая женщина советует за получением молитвы обратиться к священнослужителю: «Обратитесь к батюшке, он вам даст молитву, которую надо будет прочитать вам как матери. Хоронить можно и даже нужно — ведь душа у человека не от недель развития беременности образовывается, а с самого зачатия, так что это был полноценный человек и он имеет право на достойные похороны».


Вместе с тем, согласно приказа Минздрава РФ, если ребенок родился мертворожденным до 22 недель беременности, то в местные ЗАГСы не выдается свидетельство о перинатальной смерти, на основании которого ЗАГС составляет Свидетельство о смерти и выдает его родителям ребенка.

В течение трех дней с момента смерти родители имеют право востребовать тело и самостоятельно похоронить тело. Морг обязан выдать тело для погребения в течение двух суток с момента обращения родителей. Порядок погребения мертворожденного ребенка после 196 дней беременности, не отличается от других захоронений.

Если в течение семи дней никто из родителей не обратился в морг, чтобы забрать тело, государство автоматически принимает на себя обязательства по погребению. Никаких документов при этом со стороны родителей не составляется. Больница должна заключить договор с подрядчиком, который занимается погребением.

Напомним, Минздрав и СКР разбираются в обстоятельствах массового захоронения на Воскресенском кладбище в городе Ставрополе 13 детей, родившихся мертвыми в 2014—2015 годах. На могилах обозначены фамилии детей, указаны разные даты рождения и одна «дата смерти» — 2 октября 2015 года.

По словам главы регионального Минздрава Виктора Мажарова, 2 октября 2015 года предприятием ритуальных услуг было произведено захоронение 13 тел мёртворождённых детей, не востребованных родителями. Тела поступили из патологоанатомических отделений лечебных учреждений после проведения аутопсии и гистологических исследований.


По словам министра, в документации предприятия ритуальных услуг и лечебных учреждений даты рождения и смерти мёртворожденных совпадают. Однако на кладбищенских табличках вместо даты смерти ошибочно указана дата захоронения. По данному факту проводится служебное расследование.

Это событие вызвало серьезный общественный резонанс. У региональных общественных активистов и депутатов возникло немало вопросов, связанных с возможными нарушениями закона, при погребении мертворожденных детей. Провести серьезное расследование потребовали также федеральные депутаты и сенаторы.

Подробности:

Одним из самых серьезных испытаний в жизни человека могут стать похороны детей. Не всем семьям доводится пройти через это испытание. Горе же тех, кто вынужден провожать в последний путь своего ребенка, трудно описать словами.

Права мертворожденных

Погребение детей, проживших некоторое время после рождения, и более старшего возраста обычно не вызывают вопросов. Новорожденного, младшего дошкольника или подростка хоронят так же, как и взрослого человека. Возраст покойного подчеркивают специальной атрибутикой: венками с голубыми (для мальчиков) или розовыми (для девочек) лентами, изображениями ангелов, мягкими игрушками и т. п. Детские гробы красят в светлые оттенки. При этом детская похоронная атрибутика не является обязательной. Это скорее дань светским традициям, чем необходимые элементы печального события.

Погребение мертворожденного вызывает гораздо больше вопросов. Многие родители ошибочно полагают, что младенцев, умерших в утробе матери или при рождении, хоронить не следует.

Согласно действующему законодательству, ребенок со 197 дня от зачатия считается полноправным гражданином.

Если нерожденный успел дожить до этого возраста и умер в материнской утробе, его следует похоронить в соответствии с религиозными традициями и законами государства.

Родителям умершего необходимо знать, что если они хоронят мертворожденного, детские похороны должны быть частично оплачены государством.

Ребенок имеет право на бесплатное место на кладбище и получение некоторых погребальных услуг на безвозмездной основе.

Поскольку мертворожденные относятся к льготной категории, мама и папа могут получить пособие на погребение на основании свидетельства о смерти.

Кто должен хоронить?

  1. Родители или другие родственники. Тело мертворожденного или новорожденного может находиться бесплатно в морге в течение 7 суток. Рекомендуется забрать останки через 2 или 3 суток. За это время будет проведено вскрытие для установления причины смерти. Отец и мать или другие родственники умершего могут похоронить его за свой счет, а затем обратиться за компенсацией. Если по каким-то причинам родные не способны заниматься организацией погребения самостоятельно, можно доверить похороны ребенка ритуальному агентству. Нередко после гибели долгожданного сына или дочери родители пребывают в тяжелом эмоциональном состоянии, которое мешает им решать вопросы, связанные с погребением.
  2. Медицинское учреждение. Иногда родители отказываются забирать тело младенца. Мамой и папой может двигать не только желание сэкономить или непростое материальное положение, но и глубокое отчаяние, отказ видеть своего ребенка мертвым и т. д. В таком случае погребение проводится от медицинского учреждения (родильного дома), которое обращается в похоронное бюро. Детские похороны на себя берут специализированные городские службы, занимающиеся оказанием ритуальных услуг. Отец и мать должны подписать согласие на проведение вскрытия. В течение 3 суток после установления причины гибели младенец должен быть похоронен.


Религиозный аспект

В народе существует множество примет и суеверий, связанных со смертью ребенка или мертворожденными, например:

  1. Младенец, умерший и похороненный до крещения, не сможет войти в рай. Священнослужители не дают этому суеверию однозначного опровержения. Но вероятнее всего это неправда. Новорожденный или умерший в утробе матери полностью безгрешен. Он не может быть отвергнут Богом только потому, что по независящим от него и родителей обстоятельствам не успел пройти таинство крещения.
  2. Ребенок, умерший в раннем возрасте, проведет в рай своих родителей в Судный день. Такого взгляда придерживаются мусульмане. Иудеи и христиане считают, что каждый человек будет отвечать за свои грехи по всей строгости. Дети, умершие до наступления половой зрелости, не станут пропуском в рай для отца и матери. Вероятно, мусульмане, не отличавшиеся праведностью, также не смогут достичь вечного блаженства, даже если при жизни потеряли сына или дочь.
  3. Души маленьких детей превращаются в фей или бабочек. Некоторые люди также верят и в то, что умерший ребенок вернется к маме и папе в новом теле, т. е. возродившись в собственном брате или сестре. Эти суеверия широко распространены среди христиан. Они имеют языческие корни. Все монотеистические религии полностью отвергают реинкарнацию (перерождение души в ином теле) и считают, что у каждого человека может быть только 1 жизнь. Языческие суеверия неприемлемы для христианина. От них необходимо отказаться.


С похорон детей, погибших в утробе или при рождении, родители возвращаются разочарованными в жизни. Нередко после смерти ребенка супруги чувствуют охлаждение в отношениях. Гибель младенца приводит к разводу. Однако несчастье, обрушившееся на родителей, не должно стать поводом для расставания. Если мужчина и женщина по-настоящему любят друг друга, трудности только сплачивают их союз.

Но гениальный всплеск похож на бред.
В рожденье смерть проглядывает косо.
А мы все ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса
(Владимир Высоцкий)

Есть такая штука – кот Шредингера. Мысленный эксперимент в квантовой механике. Предполагается, что кот этот при определенных условиях жив и мертв одновременно. Какое это имеет отношение к детям?

Сначала – документ, в котором говорится, что на новорожденных, родившихся при сроке беременности менее 22 недель или с массой тела менее 500 грамм, или в случае, если масса тела при рождении неизвестна, с длиной тела менее 25 см, медицинское свидетельство о рождении выдается, если они прожили более 168 часов после рождения (7 суток) (пункт 1).

Раньше, соответственно, было не так. Детям, ранее считавшимися эмбрионами (пункт 2) дали право на жизнь.

Итак, что изменилось?

Вот он – тот п.2 приложения 1

  1. Медицинскими критериями рождения являются:

1) срок беременности 22 недели и более;

2) масса тела ребенка при рождении 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах);

3) длина тела ребенка при рождении 25 см и более (в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна).

А вот пункт 3 приложения 3. Это про бумаги:

  1. Медицинское свидетельство о рождении выдается на новорожденных, родившихся живыми при сроке беременности 22 недели и более при массе тела новорожденного 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах), или в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна, при длине тела новорожденного 25 см и более при наличии у новорожденного признаков живорождения (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента).,

Изменилось то, что наконец-то наш Минздрав признал право на жизнь тех детей, которых раньше считали эмбрионами. Т.е., условно говоря, даже при самопроизвольном аборте на сроке 6-7 недель, извергнутый плод – это уже ребенок.

Братья и сестры, это – победа.

Это значит, что необходимо пытаться приложить усилия для спасения этого ребенка. Это значит, что меняется отношение и к аборту т.н. «медицинскому», и ст.111 УК РФ (пункт 3)

может применяться реально.

То есть – и про мать и про ребенка. Во всяком случае, юристам есть над чем поработать.

Однако, победа не полная. Минздрав признает живого ребенка – живым человеком только в случае, если он, этот человек, проживет не менее 7 суток. Более того, если он умрет до этого срока, то Минздрав не признает его даже мертвым человеком, и не выдаст на него документ. А без бумажки ты, как всем известно, букашка… Тебя даже похоронить нельзя по-человечески, что, собственно, и происходит.

В общем-то, логика Минздрава понятна. Минздрав – это государственный орган, он в первую очередь блюдет интересы государства. А в государстве есть ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) , а в нем ст.9 и 10, где есть пункты о гарантированном Перечне услуг по погребению (пункт 4) .

Т.е., нет человека – нет и погребения, нет и услуг по погребению с гарантированным качеством, нет и оплаты похоронной службе за счет различных фондов (государством учрежденных), нет и пособия на погребение. Трупик кидается в бачок и везется в кремацию или утилизируется каким-то иным способом с соблюдением санитарных норм.

Нет, я сейчас не про использование фетальных тканей, стволовых клеток и выращивании зомби. Для этого вообще было можно никого никем не признавать. Здесь – просто бизнес, ничего личного. Экономим государственные средства.

Может ли Церковь с этим согласиться?

Конечно, нет. Да, мы рады, что любой младенец, наконец, пусть и с ограничениями, признан человеком. Не куском женского мяса, а человеком. Но у человека есть права. Да-да, те самые права, в борьбе с которыми обвиняют нашего Патриарха. Не государство, а Патриарха почему-то. И первое из этих прав – это право на жизнь. А, значит, и право на смерть. Помните песенку из «Иронии судьбы»?

И если вы не живете, то вам и не умирать.

Так вот, у нас есть право на смерть. И мы просим Господа

Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим.

И мы верим, что Господь нам даст эту кончину. И младенчику даст. Или даст уже не младенчику, а взрослому человеку, если этот ребенок выживет. Но ребенок-то тяжко болен. Наш долг – крестить его, дабы он родился для жизни вечной.

А вот тут ловушка в лице ФЗ-323 Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”

Статья 19. Право на медицинскую помощь

  1. Пациент имеет право на:

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Кто имеет право? – Пациент. Кто такой пациент?

Читаем

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

9) пациент – физическое лицо, которому оказывается медицинс.кая помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;

Можно ли считать физическим лицом нечто, не имеющее статуса человека? Точного юридического определения нет, поэтому все зависит от доброй или злой воли конкретного Иван Иваныча или Зульфии Ахметовны. Захочет – пустит батюшку покрестить, не захочет – не пустит. И на волю законного представителя – матери или отца – можно смело плевать: законный представитель кого? Вот на 169 часу – там да, уже плевать не получится, и батюшку пустить придется, а пока…

Ну, ладно, батюшку Иван Иваныч пустил, младенчика покрестили, а он все же преставился ко Господу до истечения этих 168 часов. И?

И все! Отпеть и похоронить по-христиански его уже не удастся, потому что тело (кусок мяса?) родителям не выдается. Ибо юридически они не родители… А ребенок – не человек и даже не животное.

К сожалению, диавол прячется в деталях. Уступать он не хочет, и, поэтому, даже маленькая победа над узаконенным человекоубийством обставляется этими самыми деталями. Поэтому и возможна стала абсурдная ситуация, когда живой человек одновременно и лечится (кстати, непонятно, кто и из каких средств оплачивает это лечение) и пребывает в состоянии небытия.

История про кота в свое время дополнилась парадоксом Вигнера. который ввёл категорию «друзей». После завершения опыта экспериментатор открывает коробку и видит живого кота. Таким образом, в лаборатории кот признан живым. За пределами лаборатории находится друг . Друг ещё не знает, жив кот или мёртв. Друг признает кота живым только тогда, когда экспериментатор сообщит ему исход эксперимента. Но все остальные друзья ещё не признали кота живым, и признают только тогда, когда им сообщат результат эксперимента. Таким образом, кота можно признать полностью живым (или полностью мёртвым) только тогда, когда все люди во вселенной узнают результат эксперимента (по Википедии).

Но ребенок – не кот, тем более мысленный. Считает ли его друг из Минздрава и все наше дружеское государство мертвым или нет, но в реальности он жив. Поэтому следует объединить усилия Церкви, юристов, медиков, родителей для исключения этого абсурдного ограничения по срокам из документов.

И молиться за этих детей, конечно….

Документы:

  1. 1 . Изменения, вносимые в приложения N 1 и N 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 1687н “О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи”

  2. В приложении N 1 пункт 2 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

“4) срок беременности менее 22 недель или масса тела ребенка при рождении менее 500 грамм, или в случае, если масса тела при рождении неизвестна, длина тела ребенка менее 25 см, – при продолжительности жизни более 168 часов после рождения

(7 суток).”.

  1. В приложении N 3 пункт 3 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

“На новорожденных, родившихся при сроке беременности менее 22 недель или с массой тела менее 500 грамм, или в случае, если масса тела при рождении неизвестна, с длиной тела менее 25 см, медицинское свидетельство о рождении выдается, если они прожили более 168 часов после рождения (7 суток).”.

Это Приложение к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 16 января 2013 г. N 7н г. Москва “О внесении изменений в приложения N 1 и N 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 1687н “О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи”” (Зарегистрирован в Минюсте РФ 26 марта 2013 г. Регистрационный N 27898)

  1. П. 2 приложения 1 уточняют следующие пункты: Живорождением является момент отделения плода от организма матери посредством родов при сроке беременности 22 недели и более при массе тела новорожденного 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах) или в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна, при длине тела новорожденного 25 см и более при наличии у новорожденного признаков живорождения (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента)

Мертворождением является момент отделения плода от организма матери посредством родов при сроке беременности 22 недели и более при массе тела новорожденного 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах) или в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна, при длине тела новорожденного 25 см и более при отсутствии у новорожденного признаков живорождения.и плацента).

  1. 1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности , психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности, –

наказывается лишением свободы на срок до восьми лет.

  1. Те же деяния, совершенные:

а) в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга ;

б) в отношении малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего ;

в) общеопасным способом;

г) по найму ;

д) из хулиганских побуждений;

е) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

ж) в целях использования органов или тканей потерпевшего;

з) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, –

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

  1. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в отношении двух или более лиц, –

в) утратил силу

наказываются лишением свободы на срок до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

  1. Ст.9 п 3. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств:

Фонда социального страхования Российской Федерации – на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;

бюджетов субъектов Российской Федерации – в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае ождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

Статья 10. Социальное пособие на погребение

  1. В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.

А услуги по погребению – это п.1 ст 9

  1. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Как это ни печально, но человеческая жизнь порой обрывается, едва начавшись, и когда семью постигает такое горе, родители не всегда знают, как организовать похороны младенца в соответствии с юридическими нормами и религиозными традициями. В предлагаемой статье мы постараемся осветить данный вопрос, при этом от всей души желая, чтобы изложенная в ней информация пригодилась как можно меньшему количеству читателей.

Сформировавшийся человек или еще плод?

Прежде всего, следует уточнить такую немаловажную юридическую подробность: согласно существующему законодательству, ребенок, родившийся мертвым, считается плодом в том случае, если смерть наступила до 197 дня его внутриутробного развития.

В полной мере это относится и к недоношенным младенцам, умершим сразу же после появления на свет, если срок беременности матери был менее 28 недель. В обоих случаях вся забота о похоронах младенца ложится на медицинское учреждение, в стенах которого произошло несчастье.

Еще несколько важных юридических требований

Что же касается младенцев, скончавшихся в более поздний период беременности или появившихся на свет живыми, но умершими затем в роддоме, то их погребение совершается по тем же правилам, как и в случае с любым другим гражданином России. Законом предусматривается выдача родителям денежного пособия, предназначенного для похорон младенца.

Считается целесообразным проводить захоронение тела новорожденного не позже чем через два дня после обязательного в таких случаях вскрытия. Законом предусматривается, что если мать по состоянию своего здоровья еще не может быть выписана из роддома, или в силу психологического стресса не в состоянии взять на себя заботу о похоронах, то это право предоставляется ее родственникам. Они без ее участия могут забрать тело ребенка и сами организовать все траурные мероприятия. Им выдается справка о смерти, которая должна быть представлена затем в ЗАГС для выполнения всех последующих юридических формальностей.

В тех же случаях, когда несчастье постигает женщин, у которых некому позаботиться об умершем ребенке, или они желают это сделать сами, закон предписывает администрации медицинского учреждения обеспечить хранение тела до выписки матери и после этого предоставить ей необходимый для получения пособия документ.

Законодательством предусмотрен и еще один вариант развития событий, когда ни родители, ни родственники ребенка, скончавшегося в первые дни своей жизни, не желают заниматься его погребением. Согласно имеющимся данным, такое случается, и отнюдь не редко. Похоронами младенца тогда должно заниматься медицинское учреждение. Тело может быть погребено в общей могиле или кремировано. В этом случае урна с прахом хранится в течение года, и если она остается невостребованной, то подлежит захоронению в общей могиле.

Что ждет души младенцев за порогом смерти?

Выше рассматривалась сугубо юридическая сторона вопроса, связанного со смертью детей, однако в наши дни, когда значительная часть общества вновь обратилась к религиозным традициям, необходимо коснуться и этого немаловажного аспекта.

К сожалению, во Священном Писании, на основе которого построено учение православной церкви, убитые горем родители едва ли найдут утешение. Дело в том, что слова Иисуса Христа, приведенные в 3-й главе Евангелия от Иоанна, свидетельствуют о том, что крещение - «рождение от воды и Духа» - является для вхождение во Царствие Небесное.

Младенцы же, скончавшиеся во чреве матери или в первые дни жизни, по вполне понятным причинам остались некрещеными, а следовательно, лишенными возможности унаследовать жизнь вечную. Но в то же время их души, еще не обремененные грехами, не могут быть ввергнутыми в геенну огненную.

Поэтому, согласно учению православной церкви, их удел - вплоть до Страшного Суда и всеобщего воскресения из мертвых находиться в некоем промежуточном состоянии. Соответственно, и похороны младенцев (фото этой печальной сцены приводится в статье) совершаются без отпевания. Кроме того, по ним не принято устраивать поминки так, как это делается в случае кончины крещеных людей.

Смерть матери и ребенка

Несмотря на то что к моменту появления на свет ребенка женщину стараются по возможности оградить от негативного стечения обстоятельств, статистика показывает, что порой этот важнейший момент ее жизни оборачивается трагедией. К сожалению, материнская смертность во время родов является таким же повсеместным явлением, как и детская, особенно в странах с низким уровнем медицинского обслуживания населения.

Если же несчастье все-таки произошло, то совершаются совместные похороны матери и ребенка. При этом крещеную женщину отпевают по всем правилам церкви, а ее ребенка предают земле не отпетым. Согласно православной традиции, такое погребение способно облегчить его душе пребывание в загробном мире, где она будет находиться в ожидании Страшного Суда и воскрешения из мертвых.

Погребение крещеных детей

Однако нередко бывает и так, что по той или иной причине умирают дети, прожившие после рождения некоторое время и успевшие принять крещение. Их погребение осуществляется в полном соответствии с христианским обычаем, поскольку в результате совершенного таинства они стали полноценными членами Христовой Церкви. В этом случае душа ребенка после похорон будет нуждаться в поминальных обрядах, совершаемых на третий, девятый и сороковой день.

Плоды народной фантазии

Попутно отметим, что на протяжении веков народная фантазия породила немало крайне нелепых поверий, связанных со смертью и похоронами новорожденных младенцев. Одни из них пришли в современный мир из давних языческих времен, другие же представляют собой искажение ныне существующих православных традиций, а то и просто являются проявлением темного суеверия. К таким, например, относится убеждение некоторых людей в том, что умерших детей следует хоронить ночью, поскольку в противном случае кто-то из родных может тяжело заболеть.

Еще одним примером подобной бессмыслицы может считаться глубоко антихристианское по своей сути поверье, что тело некрещеного младенца, положенное во гроб умершего взрослого человека, поможет ему избежать адских мук и войти во Царствие Божие. Подобная нелепица никогда не произносилась с церковного амвона и всячески осуждается в кругу духовенства.

Наконец, уж совсем неприкрытым язычеством можно назвать убеждение некоторой части людей в том, что оставившие этот мир некрещеные дети превращаются в цветы, бабочек, добрых фей, а то и в различную сказочную нечисть. Как поэтическая метафора это звучит вполне приемлемо, но принимать подобные заявления в буквальном смысле в наши дни является явным архаизмом.

Попытки посмертного крещения младенца

Православная церковь безоговорочно осуждает подобного рода измышления. В равной степени ее критике подвергаются и попытки окрестить уже умершего ребенка в церкви или дома, соблазнив священника щедрым вознаграждением. Абсолютно неприемлемы также и всевозможные народные способы помощи некрещеной детской душе войти во врата рая. К их числу, кроме различных заговоров, относятся практикуемые во время похорон троих детей и более манипуляции с нательными крестиками, ворожба над окрашенными особым образом яйцами и т. д.

Суеверия, выдаваемые за приметы похорон

Как, впрочем, и любого другого человека, является сильным психологическим ударом для его родных. Он притупляет в них способность к критическому мышлению, что создает благоприятную почву для восприятия разного рода суеверий, с которыми борется православная церковь.

В частности, можно вспомнить такие предубеждения, как запрет оставлять без присмотра тело усопшего, требование завешивать в доме все зеркала, необходимость прятать подальше находящиеся в комнате фотографии родных (чтобы не навести на них порчу) и т. д. И уж полной нелепостью кажутся рекомендации переворачивать вверх ногами те предметы мебели, на которых стоял гроб.

В завершение статьи хочется напомнить, что с течением времени церковная традиция и существующее законодательство установили вполне определенные нормы похорон (фото этих траурных ритуалов приводится в статье), и их следует придерживаться во всех случаях.

Рассказать друзьям